В последние дни в Тамбове активизировались слухи о том, что скульптурный монумент Зое Космодемьянской собираются переносить на другое место. Мне даже позвонили из редакции газеты для того, чтобы выяснить некоторые исторические сведения и узнать мнение по этому вопросу. Появление таких слухов, само по себе, не удивляет, поскольку в центре города поспешно развертываются все новые и новые стройки, возникают все новые и новые проекты по коренному изменению облика той или иной территории. Причем создается впечатление, что при выдаче разрешений на строительство так торопятся, что не успевают изучить существующие законы и просчитать возможные риски, в том числе учесть общественное мнение.

М.Г. Манизер (архитектор И.Г. Лангбард). Памятник Зое Космодемьянской (1947) в Тамбове. Фото 2013 года
К памятнику Зое Космодемьянской, установленному в 1947 году в сквере близ ансамбля Казанского монастыря, отношение у меня особое. Во-первых, считаю его самым выразительным в городе. Во-вторых, мой взгляд здесь преломляется и сквозь личное знакомство с членами семьи скульптора, его выполнившего, – Матвея Генриховича Манизера (1891–1966), народного художника СССР, вице-президента Академии художеств СССР, доктора искусствоведения. С внучкой скульптора, Ольгой Манизер, мы учились в одной группе на искусствоведческом факультете Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) имени В.И. Сурикова.
Род Манизеров – династия, связанная с искусством. Так, например, Матвей Генрихович, автор памятника Зое Космодемьянской, родился в семье известного московского живописца Генриха Матвеевича Манизера.
Г.М. Манизер. Портрет графини С.А. Бобринской. 1878
Г.М. Манизер. Урок рисования. 1903
Г.М. Манизер. Эпизод русско-турецкой войны 1877-1878. Последняя треть ХIХ века
Возвращаясь к памятнику Зое Космодемьянской в Тамбове, следует отметить, что с 1960 года он имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому любые действия, связанные с ним, в том числе перемещение со своего исторического места, если следовать закону, невозможно без согласования с Министерством культуры РФ.
Возвращаясь к памятнику Зое Космодемьянской в Тамбове, следует отметить, что с 1960 года он имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому любые действия, связанные с ним, в том числе перемещение со своего исторического места, если следовать закону, невозможно без согласования с Министерством культуры РФ.

Фото 1950-х годов

Фото 1950-х годов

М.Г. Манизер (архитектор И.Г. Лангбард). Памятник Зое Космодемьянской в Тамбове. Фото В.Г. Шпильчина. Фото 1949 г.
Думаю, что ни форма, ни смысл памятника не противоречат окружающему пространству, в котором главенствует Казанский монастырь. Мало того. Место для монумента было найдено вместе с архитектором И.Г. Лангбардом самим автором-скульптором, который, как профессионал своего дела, изначально задумывал скульптурную композицию, исходя из особенностей стоящей рядом архитектуры. В соседстве образа героини и монастыря нет и смыслового спора, поскольку, как известно, дед Зои, Петр Космодемьянский, был священником и пострадал в первые послереволюционные годы (см. об этом мою статью: Святой из Осиновых Гаев: Как погиб дед Зои Космодемьянской // Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал. 2004. N4; в ЖЖ - здесь).

Памятник Петру Космодемьянскому.
Село Осиновые Гаи Пичаевского района Тамбовской области