Знаете ли вы, что в дореволюционной России контроль над благотворительностью осуществляло Министерство внутренних дел?
Закон запрещал принимать пожертвования от лиц, которые могли быть заподозрены в заинтересованном отчислении средств – для «прикрытия» своих неблаговидных дел, легализации незаконных доходов или получения наград от правительства. В уставе об общественном призрении (общественной благотворительности) говорилось: «При пожертвовании от частных людей должно обращать внимание на поведение и прежний образ жизни лица приносящего, не был ли и не состоит ли под судом и следствием». Поэтому главная роль в регулировании общественной благотворительности отводилась МВД. Так, например, в циркуляре тамбовского вице-губернатора Кривцова февраля 1878 года, адресованном управам и полицейским управлениям, разъяснялось: «…Разрешение на принятие в пользу общественного призрения пособий от обществ и сословий, равно как пожертвования частных лиц, дается Министерством внутренних дел… Министерству вменяется в обязанность обо всех пожертвованиях доводить до Высочайшего сведения…»

Здание Мариинского детского приюта в Тамбове. Фото начала 20 в.
История развития общественного призрения в России уходит вглубь веков, когда при монастырях и приходских церквах устраивались богадельни для нищих, калек и бездомных. В 1551 году Стоглавый собор указывал на необходимость упорядочить эту деятельность, что впервые попытался осуществить Петр I. Однако общая организация благотворительности началась лишь при императрице Екатерине II, положившей в 1763 году начало воспитательным домам. В 1775 году в состав губернской структуры были введены особые службы – приказы общественного призрения, в ведении которых были благотворительные общества, учреждения медицины и образования.
Во время земской реформы 1864 года в России появились земские учреждения (выборные органы местного самоуправления), которые создавались для руководства строительством и управлением больниц, школ, дорог, для заведования продовольственным делом, налаживания системы поземельного кредитования и земской статистики, пропаганды агрономических знаний и др. Там, где земских учреждений не существовало, организацией благотворительности продолжали заниматься приказы общественного призрения. Надзор за данной деятельностью на местах возлагался на губернаторов и градоначальников.
К концу XIX века в России было разработано законодательство, регулировавшее филантропическую деятельность. Наибольшее число статей, касающихся данной сферы, было сгруппировано в томе XIII «Свода законов Российской империи».
Таким образом, государство держало под контролем частную инициативу по вопросам общественного призрения, ориентируясь на максимальную открытость и гласность. Так, земские учреждения, принимая пожертвования от частных лиц, были обязаны публиковать информацию о них в специальных ведомостях.
К заведениям общественного призрения относились сиротские и воспитательные дома, больницы и дома для умалишенных, богадельни, работные дома, школы. Особое влияние на дело благотворительности оказывало Российское общество Красного Креста, находившееся под покровительством императрицы.
Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений в конце XIX века состояло в ведении МВД (около 3000), за которым в порядке убывания следовали общественные учреждения (около 1000), духовное ведомство (около 700), ведомство учреждений императрицы Марии (около 300), Министерство народного просвещения (около 90), военное министерство (около 50).
В городах Тамбовской губернии к 1896 году насчитывалось семь благотворительных обществ, которые оказывали материальную помощь бедным и неспособным к труду лицам. В тот период такой помощью воспользовалось более 1000 человек.