marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Category:

«Обувь, которую не носили»

На выставке, посвященной 100-летию канонизации святителя Питирима, представлены предметы, которые были обнаружены в 2011 году во время археологических раскопках на Соборной площади города Тамбова. Тогда искали основание колокольни, снесенной в 1930 году, чтобы на историческом месте возвести новую.

Во время раскопок был открыт не только фундамент колокольни, но и фрагмент пола второго по времени Спасо-Преображенского собора (1682), деревянного, цветные изразцы от облицовки соборных печей (1680-е гг.), отдельные предметы и захоронение знатной женщины второй половины XVII века. В захоронении сохранились фрагменты кожаной обуви. В журнале «Наука и жизнь» (2007, № 8) нашла статью о погребальных калигах.

1
Фрагмент выставочной экспозиции
"Святитель Питирим Тамбовский:Начало и конец Российской империи (к 100-летию канонизации)"

11. Раскопки фундамента колокольни. 2011 г.
Фундамент разрушенной колокольни на Соборной площади города Тамбова.
Фото 2011 года

Д. Осипов
Обувь, которую не носили

Впервые на туфли необычного вида, найденные при раскопках подмосковных курганов, обратил внимание известный отечественный археолог Артемий Владимирович Арциховский. Исследователя прежде всего удивил нетрадиционный крой обнаруженной обуви. Все найденные в погребениях туфли принадлежали к типу так называемой мягкой конструкции: сшитые из очень тонкой кожи, они не имели никакого приспособления для крепления к ноге. От обычных моделей туфли отличались и характером шва, прошитого тонкой нитью, переметочным, то есть обметочным, швом, а проходил он вдоль или поперек подошвы. И второе. На ней не было ни малейших следов износа.

Позднее такая же обувь неоднократно попадалась археологам не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, Твери и других городах. Конечно же ученые не могли не обратить внимания на то, что подобная обувь встречается лишь при исследовании некрополей. В жилых кварталах ее не находили. Вывод однозначен: это погребальная обувь. Обнаруженная в разных городах, она абсолютно одинакова. Такую обувь историки назвали ритуальной, поскольку она представляла собой один из атрибутов погребального обряда. И раскопки подтверждают, что в старину для покойников шили особую обувь, потому-то ее крой и отличался от кроя бытовых моделей.

* * *
[…] Предназначенная для похорон обувь абсолютно непригодна для каких-то бытовых нужд. Отсюда и особый ее крой: к нему подходили не с рациональной точки зрения, а с определенными представлениями людей о смерти и потустороннем мире […].

Изначально сакральный смысл погребального обряда, обеспечивающего связь с потусторонним миром, имеющим зеркальное (по отношению к земному миру) отображение, подразумевал определенную последовательность магических действий. Но со временем сакральное поведение выродилось, превратившись лишь в ритуальное действо – обряд сохраняется, но подлинный его смысл теряется […].

Свершив омовение усопшего, его затем переодевали в специальную "одежду мертвых", которая должна быть новой, не соприкасавшейся с живым телом. Шили ее без узлов, на живую нитку. При шитье иголку держали левой рукой, в направлении "от себя", то есть к покойнику. Все это подчеркивало непригодность погребальной одежды для повседневного бытия, обозначало "инакость" (зеркальность) загробного мира. По этой же причине обувь сшивали переметочным швом, проходящим по оси подошвы, поскольку для загробного мира не годился крепкий тачной шов, спрятанный в толще кожевенного листа.

Ритуальная обувь имела, по-видимому, еще одно значение. В религиях древних индоевропейцев стопа воспринималась как особый орган тела, в котором обитала душа. В представлениях славян она помещалась в особой "навьей" косточке. Отсюда же в славянской мифологии и значение слова "навь" – душа покойного. Отголоски этих верований сохранились в известной поговорке: "душа ушла в пятки".

* * *
[…] Найденные в погребениях ритуальные туфли можно соотнести с упоминавшимися в письменных источниках калигами (от латинского сaliga), то есть мягкими кожаными туфлями. Изначально такой обувью пользовались странствующие монахи. Кроме того, в калиги обувались принимающие монашеский сан перед чином пострига, что указывает на ритуальное значение такой обуви. К XVI веку относятся и первые упоминания калиг в качестве погребальной обуви монахов.

Известный исследователь И.С. Вахрос, ссылаясь на Кормчую книгу, предполагает, что уже с XV века в калигах могли хоронить не только представителей духовенства, но и высокопоставленных светских лиц. А с первой половины XVII века калиги используют при погребении усопших мирян: "А денег его издержано от могилы да от гробу рубль, калиги купил, дал 4 алтын". Очевидно, в это время калиги изготавливались не только из кожи, но и из других материалов, которые не сохраняются в земле. С первой половины XVIII века обувание покойников в калиги становится обычным явлением […].

Полностью статью см. здесь.



Два вида ритуальной обуви с выкройками
Tags: Соборная площадь, Тамбов, археология, выставки, грант, свт. Питирим
Subscribe

  • Олег Митяев "Давно мы не были в Тамбове"

    Давно мы не были в Тамбове. Провисли линии лица, Но наши вздохи и любови! Им нет конца! Как хочется, чтоб нас там ждали И встретили без…

  • «Иерусалим» (Jerusalema). Дети

    В 2020 – начале 2021 года, в период распространения коронавирусной инфекции, различных ограничений, соблюдения карантина, люди по всему миру…

  • Калинов мост

    Весь прошлый год был наполнен событиями, свидетельствующими, что сложившийся мировой порядок рушится, что человеческое общество уподобилось команде…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments