Обсудили со своей приятельницей-искусствоведом, работающей в одном из ведущих музеев Москвы, тему истории искусств, которую глава Церкви затронул в своей речи в Тамбове. «Даже странно, – сказала моя знакомая, – что Патриарх именно в Тамбове начал про историю искусств говорить – с чего бы это…» Действительно, не с чего, ведь ничего примечательного в этой области у нас не происходит. Поэтому данная тема и прозвучала как своего рода призыв обратить на эту сферу деятельности внимание, особенно в охране памятников и их реставрации. По словам Патриарха, «архитектура, живопись – это как окна, через которые мы всматриваемся в прошлое. Мы видим в них души людей, мы понимаем их чаяния, их философию жизни».
По сегодняшней архитектуре будут судить о нас и нашем времени. Какую память о себе оставим в истории? Мне кажется, что тамбовские строители, а также чиновники, дающие разрешения на новое строительство и согласовывающие реставрационные проекты, мало об этом задумываются. Видимо, Патриарх что-то увидел в Тамбове такое, что затронуло его чувства, и подал недвусмысленный сигнал к тому, чтобы быть более профессиональными.
По сегодняшней архитектуре будут судить о нас и нашем времени. Какую память о себе оставим в истории? Мне кажется, что тамбовские строители, а также чиновники, дающие разрешения на новое строительство и согласовывающие реставрационные проекты, мало об этом задумываются. Видимо, Патриарх что-то увидел в Тамбове такое, что затронуло его чувства, и подал недвусмысленный сигнал к тому, чтобы быть более профессиональными.

На сайте Московского Патриархата вчера появились записи вопросов, заданных Патриарху в Тамбове, и ответов на них:
«Мы говорили о фрагментарности подхода к формированию знаний, на который сейчас ориентирована система ЕГЭ. Для меня, как я уже говорил, очень важна система, но система в естественных науках вырастает из математических построений, физических законов. А гуманитарные науки можно изучать таким образом, что вообще никакой системы в сознании не сложится.
Приведу такой пример: окончив школу, я ничего не знал об истории искусств, как и все выпускники в мое время, да, наверное, и сейчас. Только потом, начав самостоятельно изучать эту дисциплину, я понял, что без нее нельзя понять общей истории, нельзя понять истории мысли, потому что архитектура, живопись ― это как окна, через которые мы всматриваемся в прошлое. Мы видим в них души людей, мы понимаем их чаяния, их философию жизни. Если вы знаете историю искусств, если вы знаете, как менялись литературные, архитектурные, изобразительные стили, вы начинаете понимать, что за всеми этими трансформациями стоит огромная трансформация мысли. И если в результате изучения этого предмета у вас создается целостная картина, то она останется с вами до конца дней, что очень обогащает человека.
А если наше гуманитарное образование не будет давать системы знаний, не будет подвигать учащихся на овладение этой системой, то они никогда не станут по-настоящему образованными людьми. Ведь в памяти всего не удержишь — в памяти можно удержать только систему. Если же вы овладели системой, то каждая книга, которую вы прочитаете, каждая картина, которую вы увидите, каждое здание, которое вы оцените с точки зрения своих знаний, будут словно кусочки смальты, которые вставляются в мозаику вашего мировоззрения. И человек будет всю свою жизнь вставлять эти мозаичные элементы в картину, которая начала формироваться через обучение в средней школе, затем в вузе, а потом через самообразование. Тогда он понимает причинно-следственные связи того, что происходит с человеком, с культурой, с миром, а значит, становится по-настоящему культурным.
Быть может, я не разбираюсь в деталях, но у меня есть система, которая помогает понимать многое в области культуры и искусства. Сейчас я постоянно вовлечен в тему реставрации храмов и вообще архитектурных памятников. Я опираюсь на то, что мне известно по истории архитектуры, и это часто помогает мне, в том числе при оппонировании специалистам, которые, с моей точки зрения, допускают ошибки в процессе реставрации. Так, недавно у нас был долгий напряженный разговор на Соловках. Посещая архипелаг, я увидел результаты только что проведенной реставрации и сказал: «Для меня такая реставрация все равно, что пожар, — был памятник, хоть и полуразрушенный, а вы взяли и заменили его новоделом». Такое могли сделать только люди фрагментарно образованные, которые не ценят целостную картину мира. Поэтому я и думаю, что гуманитарное образование должно формировать у учащихся системный подход».
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3721050.html
Оказалось, что об истории искусств Патриарх в своих выступлениях упоминал и ранее, в 2009 году, но тогда его высказывания были краткими. См.: «Патриарх призвал всех изучать историю искусств и стремиться к гармонии»: http://ria.ru/culture/20091111/193028504.html