marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

О первом деревянном Спасо-Преображенском соборе

В летописном списке Козловского Троицкого монастыря об основании города-крепости Тамбова говорится: «В лето… 1636 года по указу благочестивейшего государя царя… Михаила Феодоровича..., по благословению… святейшего патриарха Филарета Никитича… повелено быть стольнику Роману Федоровичу Бабарыкину для построения в степном месте… вновь города, который… в 17 день апреля месяца означил место на реке Цне, на устье текущей по левую сторону речки Студенца. В самый всерадостный праздник пресветлого дня Воскресения Христова, во-первых, ради молитвословия обложили соборную церковь именованием Преображения Господня…, которую в недолгом времени и совершили, и освящена того ж 1636 года августа 6 дня в праздник Преображения Господня… и наименован новопостроенный город Танбов (1), по реке Танбову, которая течением своим впадает в реку Цну, в селе Кузминой Гати, а для населения жителями были переведены из Переславля Рязанского и из Шацка, да из прочих разных городов и селений» (2).

1.
Спасо-Преображенский собор города Тамбова (заложен в 1694 году святителем Питиримом).
Почтовая карточка начала ХХ века

Таким образом, основанием города-крепости послужила закладка церкви в день главного православного праздника Воскресения Христова  (Пасхи).

Лист летописи Козловского Троицкого монастыря. 1790-е гг. ГАТО
Лист летописи Козловского Троицкого монастыря.
1790-е годы. ГАТО

Мнение дореволюционного краеведа, протоиерея С.А. Березнеговского, впоследствии цитировавшееся в статьях и книгах, о том, что Спасо-Преображенская церковь получила статус соборной лишь в 1677 году, не имеет, видимо, оснований (3). Она называлась таковой в более ранних по времени источниках – в описи крепости 1659 года и в тамбовской летописи (так называемый «Древний тамбовский летописец»).

Соборы в городах XVII века имели не только культовое значение, но являлись культурными и административными центрами населенных пунктов. В них перед горожанами, собравшимися на богослужение, оглашались государственные указы и произносились проповеди, в которых разъяснялось значение происходивших в стране событий. В соборах хранились главные святыни городов, древние документы, библиотеки. Здания соборных церквей, возводившихся по законам фортификационного искусства, порой становились местом последнего прибежища для жителей крепостей, когда в них врывался неприятель. Одним словом, роль соборов в жизни городов того времени была столь велика, что ее трудно переоценить.

1
Тамбовская икона Божией Матери. XVII век. Оклад начала XIX века.
По преданию, была написана свт. Питиримом.
Фото 1914 года, опубликовано в книге:

Новочадова М.И. Великий Светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. Тамбов, 1913.
Местонахождение иконы неизвестно

Каким был первый главный храм Тамбова, по статусу которого площадь в кремле впоследствии стала называться Соборной? То, что его посвящение Преображению не было случайным и принадлежало общей идее государственного строительства, доказывают факты истории архитектуры. Как известно, Преображенские церкви занимали особое место в храмовом строительстве первых Романовых. Среди них выделяются одноимённые соборы Алексеевского (Зачатьевского) и Новоспасского монастырей в Москве (один связан с рождением царского наследника, другой – с упокоением представителей царского рода). Кроме того, Преображенские церкви и соборы обозначали наиболее значимые точки в символике столицы – в системе её приречных ансамблей и дозорных храмов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что тамбовский Спасо-Преображенский собор получил своё название согласно общей государственной политике и символике.

В России XVII века «символизм… превращается в одну из… форм утверждения… полисемии культуры» (4). Исследователи отмечают, что государственная символика в тот период, как и вся культура в целом, была пронизана православными образами и знаками. Представление о царе как «помазаннике» Бога распространялось на всю систему власти, а через нее – на устройство городов, градостроительство и архитектуру. Например, М.П. Кудрявцев в своей книге пишет: об ансамблевом мышлении строителей XVII в.; «о городе как о сознательно создававшемся… произведении искусства»; о мировоззрении эпохи, которое «неотделимо от религиозной символики, и поэтому все творения рук… – домов, храмов… городских укреплений – …воспринимали в двух планах: реальном и символическом» (5).

Преображенская церковь, как первый монументально-архитектурный памятник Тамбова, своим обликом должна была являть образ-символ нового организованного мира, в котором предстояло жить народам лесостепи. Однако думается, что для многих людей того времени была важна не столько ее умозрительная символика, сколько «те ассоциации, которые сами собой возникали у зрителя» (6). Поэтому, вероятно, храм имел пирамидальный объем с главным шатровым завершением, который напоминал образ горы Фавор, изображавшейся на иконах «Преображение Господне». Подобные шатровые храмы были самыми распространёнными на Руси в начале XVII века (7).

В описи Тамбова 1659 года упоминается первая Преображенская церковь, обладавшая статусом собора. «Да внутри города, – говорится в ней, – соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Далее в описи даётся краткое описание церковного здания, из которого видно, что оно было двухэтажным и имело три придела: в нижнем храме – Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Молеина (небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича – основателя города); в верхнем – святителя Николая. При соборе была звонница с колоколами.

До начала ХХ века в любом архитектурном комплексе наиболее высоким зданием, как правило, являлось культовое. По традиции, первая деревянная Преображенская церковь в Тамбове должна была чем-то выделяться среди других сооружений. Статус общегородского собора требовал большой вместимости. Для ежедневного отправления служб, в том числе таких, как сорокоуст, который совершался большим числом священнослужителей, было необходимо соответствующее пространство.

Считается, что первый иконостас в деревянную Преображенскую церковь был доставлен в 1636 году из Рязани (8).

Примечания
1 В документах Тамбовской духовной консистории до начала 1790-х гг. название города писалось через букву «н» – «Танбов» («Тонбов»).

2 Известие о начале города Танбова и происходящих в нём достопамятных вещей и архиереях, обретающихся в нем. ГАТО

3 Березнеговский С.А. Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор // ИТУАК. 1913. Вып. LV.

4 Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI–XVII века). М., 1992.

5 Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. М., 1994. См. также: Иконников А. Смысловое значение пространственных форм средневекового города // Культура и искусство западноевропейского средневековья: Материалы науч. конф. М., 1981; Степанов А. Две формы чувствования в генезисе городской среды // Культура и искусство западноевропейского средневековья: Материалы науч. конф. М., 1981; Мокеев Г. Можайск – священный город русских. М., 1992; Его же. Города псковской земли // Древнерусское градостроительство X–XV веков. М., 1993; Древнерусские города в эпоху Московского государства // Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI–XVII веков / Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1994.

6 Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

7 О восприятии шатрового завершения храма см.: Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура XVII века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII века / Под ред. В.В. Бычкова. М., 1996.

8 Фиксен Б. Историко-археологическое описание кафедрального собора в г. Тамбове // ИТУАК. 1904. Вып. XLIV.

Карта Тамбова 1710-х гг.
План города-крепости Тамбова 1720-1722-х годов.
В кремле  (в самом его центре) изображены три собора, которые подписаны:
"Старая церковь", "Собор во имя Преображения Господня", "Неосвященная каменная церковь"

В XIX-XX веках считалось, что в истории Соборной площади города Тамбова были лишь две одноименные постройки - превая Спасо-Преображенская церковь, возведенная в 1626 году, и каменный Питиримовский собор, сохранившийся до наших дней. О том, что существовал еще один деревянный соборе, долгое время не было известно. О нем см. здесь и здесь.

5. Тамбов. Соборная площадь
Соборная площадь города Тамбова. Фото начала ХХ века

6. Год канонизации св. Питирима. 1914
Соборная площадь в год канонизации свт. Питирима Тамбовского. Фото 1914 года

7. Учения пожарных. 1924 г.
Октябрьская (Соборная) площадь города Тамбова. Учения пожарных. Фото 1924 года

8. Около 1950 г.
Тамбовский краеведческий музей в здании кафедрального собора. Фото около 1950 года

1а
В Спасо-Преображенском соборе. Фото 10 августа 2013 года
Tags: Соборная площадь, Спасо-Преображенский собор, Тамбов, тамбовская крепость
Subscribe

  • Покинутая деревня

    Местная жительница рассказала, что в деревне Усово осталось всего 17 человек. Сохраняется много пригодных для жилья изб, но жить в них некому.…

  • Некрополь Боратынских в Маре

    Вчера после презентации в Кирсановском краеведческом музее заезжали в Софьинку, чтобы проведать некрополь Боратынских в усадьбе Маре и привезти…

  • Поездка к археологам

    Вчера вечером удалось вырваться из монотонной жизни, сложившейся в последнее время, и съездить на археологические раскопки в поселок Клетки близ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments