Сегодня в общественной палате, при рабочей группе по сбережению культурного наследия, которую возглавляет А.С. Куликов, состоялся круглый стол, посвященный вопросам моста, стройки и Студенца. На него были приглашены представители общественности и государственных структур, давших разрешение на строительство, а также работники структуры охраны памятников.

Обсуждение произвело на меня тяжелое впечатление, поскольку отчетливо высветило как положительные качества людей, так и отрицательные, которые вызывают искреннее сочувствие. Поэтому буду краткой.
Куликов, ведущий круглого стола, представил собравшихся и обрисовал проблемы, которые всколыхнули общественность: нарушение генплана города Тамбова, нарушение естественной жизни Студенца, нарушение прав исторического объекта (так и сказал, я записала у себя в тетради).
Т. Попова говорила о том, что строительство ТРЦ местная власть объясняет потребностью в них молодежи, «нашего будущего». «Однако как можно рассчитывать на будущее, – сказала она, – если такими решениями разрушается историческая память, связанная с начальными страницами истории Тамбова и нашими предками?»
Чиновники, представители госструктур, выражали сожаление по поводу того, что происходит со Студенцом, но, разводя руками и потупив взор, говорили: «У нас не было причин, чтобы проект не согласовать». Ими была рассказана вся история выдачи и передачи данного участка городской земли, начиная с 2009 года, назван проектировщик и т.д.
А. Фарба, с которым мы вместе учились в школе, рассказал, что в 2009 году к нему обратился некий заказчик с предложением спроектировать на Студенце спортивно-оздоровительный комплекс, но он, по совести, счел невозможным участвовать в подобном проекте.
Во время обсуждения Куликов постоянно возвращался к проблеме нарушения главного градостроительного закона города – генплана, причем, как он подчеркнул, действующего генплана. Александр Сергеевич, как один из его разработчиков, еще и еще раз подтверждал, что этой стройкой он незаконно нарушается, что Правила землепользования, которые городская Дума постоянно подправляет под нужды строителей, – вторичный, а не первичный документ. Он пытался выяснить, почему при двух отрицательных рецензиях экспертов по проекту строительства на Студенце было принято положительное решение. «Сводя проблему, – говорил он, – на уровень отдельного ведомства, снижая ее, вы ее подрубаете на корню. А я говорю о главном – о нарушении генплана».
Лишь одна Н.М. Толмачева, представитель госоргана охраны памятников (областного управления культуры и архивного дела), осталась равнодушной к застройке Студенца, не выразив по этому поводу никаких словесных сожалений. Она сосредоточилась на рассказе о прошедших археологических исследованиях, а также на оспаривании того, что мост может стать памятником. Ход ее мысли, если отбросить лишние слова, примерно таков. Мост не мог быть построен не только в XVIII веке, но и в XIX-м. Если бы это было даже действительно так, то надо будет хорошо подумать, нужен ли нам такой памятник (а то ведь вдруг предпишут открыть засыпанную третью арку и тогда придется останавливать движение на улице Советской). Но если даже предположить, что мост поставят на учет, то тогда он все равно не сравнится с другими, более важными объектами.
Меня больше всего заинтересовала та часть эмоционального рассказа Н.М., где она говорила: «По поводу моста мы советовались с саратовскими экспертами. Так они просто смеялись над нами! У нас разве мало памятников, что мы хотим еще такой объект на учет поставить!» Редкие ей, однако, «эксперты» попались – отговаривали от проведения экспертизы, а значит от того, чтобы самим иметь возможность заработать! В конце мне пришлось сказать Н.М.: «Удивительно, что Вы тратите столько сил и энергии, чтобы противостоять постановке моста на учет в качестве памятника, хотя должны делать прямо противоположное!»
Рабочая группа будет рекомендовать общественной палате обратиться с заявлением в прокуратуру с целью проверки законности выдачи разрешения на строительство. Если экспертиза в отношении моста будет положительной, то группа ее будет поддерживать.

Фото 8 июля 2014 года