marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Архитектор Владимир Самородов: Здание концертного зала в Тамбове

Когда на прошлой неделе работала в архиве, встретила там Антонину Александровну Соболеву, которая заканчивает писать книгу о тамбовских архитекторах советского периода. Она расположилась за соседним столом и постоянно комментировала мне разложенные перед ней документы, а потом, перед своим уходом домой, начала с вдохновением рассказывать о Владимире Самородове, привлекая всеобщее внимание и сбивая мои мысли. И вот теперь этот самый Самородов не выходит у меня из головы, тем более что в прошлом месяце в Тамбове началась реконструкция одной из его построек – здания концертного зала. Ранее, узнав о сумме, которую предстоит истратить на перестройку в одном только нынешнем году, я предалась по этому поводу бесплодным раздумьям, которым сопутствовало журналистское расследование venumtrud (история строительства здания + сведения о том, что сносить его не будут).

Слухи о том, что здание филармонии снесут, слава Богу, не оправдались, но вопрос у меня все равно остался: что останется от проекта Самородова после перестройки?

Кстати, совсем недавно, 6 ноября, исполнилось ровно 45 лет со дня открытия концертного зала Тамбовской филармонии.

В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбов. Фото 16 ноября 2012 г.
В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.



Автор здания концертного зала, – Владимир Георгиевич Самородов (1893–1978), уроженец Тамбовской губернии, – окончил Петроградский институт гражданских инженеров и три курса Академии художеств по классу скульптуры (вряд ли кто может похвастаться таким отличным образованием!). Очевидно, именно поэтому в его проектах часто использовалась скульптурная пластика.

После окончания института Самородов работал в Москве, Московской области, в Ленинграде, а в 1942 году приехал в Тамбов, где вскоре стал главным архитектором области и долгое время возглавлял Тамбовское отделение Союза архитекторов.

Самородов является автором проектов знаковых для Тамбова зданий и скверов. Большая их часть была воплощена в жизнь в период господства сталинского классицизма, в котором архитектор смог проявить лучшие профессиональные качества – прекрасное понимание системы пропорций и соразмерности, чувство объема и пространства. 


В.Г. Самородов. Здание на углу улиц К. Маркса и Коммунальной в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г
В.Г. Самородов. Здание на углу улиц К. Маркса и Коммунальной в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.

В.Г. Самородов. Дом политпросвещения (1954) в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г
В.Г. Самородов. Дом политпросвещения (1954) в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.

По проекту Самородова была проведена реконструкция кинотеатра «Родина»
По проекту В.Г. Самородова была проведена реконструкция здания кинотеатра "Родина", открытого в декабре 1941 года.

Здание Гостиного двора (1837) в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.
Здание Гостиного двора (1837) в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.
В 1956 году оно было реконструировано по проекту В.Г. Самородова.

Памятник «Танк» (1949). Проект В.Г. Самородова. Фото 16 ноября 2012 г.
Памятник «Танк» (1949). Проект В.Г. Самородова. Фото 16 ноября 2012 г.
До того времени, как на постамент поместили литую доску с текстом, здесь были рельефы.

Здание концертного зала возводилось совсем в другую эпоху – после выхода в свет постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В последнем утверждалось, что архитектура сталинской эпохи, изобилующая «большими излишествами, не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле... Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений». На смену представительности, историзму и традиционализму приходил «суровый стиль».

Зданию концертного зала действительно присуща «строгость формы». Однако за кажущейся простотой скрывается интересная формальная идея автора, который и здесь использовал любимую им классическую ордерную систему, имитируя ее элементы простым членением стены. Если посмотреть на старые фотографии, показывающие здание издали, то возникнет впечатление, что четыре колонны на его фасаде держат антаблемент (перекрытие). Причем даже с применением «экономичного решения» Самородов нашел возможность увенчать свою постройку скульптурой (авторы Л.М. Евзыкова и Т.Г. Вельцен) и сделал это с присущим ему чувством меры и стиля.


В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото конца 1960-х гг.

В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото конца 1960-х гг.

 Любопытно, что при недавней реконструкции здания концертного зала, которая закончилась буквально несколько лет назад (!), проектировщики, увлекшись современными материалами, даже не захотели понять конструктивной идеи Самородова, полностью ее невелировав и превратив стену в банальную плоскость.

Вероятно, выход книги А.А. Соболевой, немалая часть которой будет посвящена лучшему тамбовскому архитектору XX века, ознаменуется и утратой одного из его интереснейших творений, которое открыло в 1960-х годах в нашем городе новое архитектурное направление. 

В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото 1970-х гг.

В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.
В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.

Tags: Вельцен Т.Г., Самородов В.Г., Тамбов, архитектура, концертный зал, охрана памятников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments