marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Обряд шествия на осляти в Вербное воскресенье

Немецкий путешественник Адам Олеарий в своем сочинении, рассказывающем о путешествии в 1630-е годы в Московию, описывает интереснейший обряд XVII столетия, очевидцем которого он был сам, – праздновании Вербного воскресенья на Красной площади в Москве. Торжество, открывающее Цветоносную неделю, представляло собой крестный ход из Московского Кремля в Покровский собор – храм Василия Блаженного. (На старинных гравюрах шествие изображается выходящим из Спасских (Фроловских) ворот.)  В крестном ходе принимал участие царь, который смиренно шел пешим ходом и вел за поводок «осляти» (коня, «переодетого» в осла) с восседающим на нем патриархе.  Подобная картина поражала иностранных гостей.

1.


Олеарий писал:

«10 апреля, в Вербное воскресенье, был празднуем день вшествия Христова в Иерусалим торжественной процессией. Чтобы видеть совершение его, великий князь, которого однако предварительно о том просили, прислал посланникам две отличные и пятнадцать других лошадей. Для нас было велено приготовить против кремлевских ворот возвышенное место и удерживать русских, собравшихся до десяти тысяч, чтобы нам лучше было видеть процессию. Позади нас, на том самом месте, о котором мы будем говорить, стояли персидские посланники с их свитой.
Торжественное шествие из дворца в церковь Входа во Иерусалим (что при Покровском соборе), совершалось следующим образом:

Сначала великий князь отправился с своими боярами в церковь Богородицы Марии (Успенский собор) и отслушал прежде обедню; потом пришел он с патриархом из дворца в особенном порядке:

Прежде всего было везено на очень большой и широкой, но низкой колеснице дерево, на котором было развешано много яблок, винных ягод и изюма. На дереве сидели четыре мальчика в белых одеждах и пели осанна.

Потом следовало много священников, также в белых дорогих служебных ризах, они несли хоругви, кресты и образа, на длинных древках и также пели. Некоторые из них держали кадильницы и воздымали их к народу. Потом шли знатнейшие гости или купцы, за ними следовали дьяки, писцы, секретари и, наконец, князья и бояре, из коих иные имели в руках пальмовые ветви.

Потом шел великий князь в прекрасной одежде и в короне на голове. Его вели под руки знатнейшие государственные сановники: князь Иван Борисович Черкасский, да князь Алексей Михайлович Львов; сам же он вел за длинный повод патриаршего коня, покрытого сукном и имевшего на голове искусственные длинные уши наподобие ослиных.

Патриарх сидел поперек коня; он был также в короне, надетой поверх белой круглой шапки, украшенной очень крупным жемчугом, и держал в правой руке золотой, украшенный драгоценными камнями крест, которым благославлял окружавший его народ, который, творя крестное знамение, преклонял низко главу пред крестом и патриархом.

Близ и позади патриарха шли митрополиты, епископы и другие священнослужители. Из них иные держали книги, а другие кадильницы.

Пятьдесят мальчиков, одетых, большей частью, в красном, снимали с себя пред великим князем одежды и постилали их по пути, некоторые полагали вместо одежд куски разного цвета сукна, в два локтя величиной, чтобы великий князь и патриарх шествовали по ним.

Когда великий князь проходил против посланников и когда они пред ним преклонились, то остановился и послал к ним своего главного толмача Ганса Гельмса узнать об их здоровье; дождавшись его возвращения, пошел он потом в церковь.

Пробыв в церкви около получаса, все возвратились опять в прежнем порядке.

Великий князь, остановясь снова против посланников, велел сказать им, что они будут угощаемы в этот день с его стола; однако ж вместо того нам в тот день только съестные припасы были удвоены.

Патриарх дает великому князю за то, что он ведет его коня, двести рублей или четыреста рейхсталеров.

Этот праздник Ваий торжествуют и в других русских городах с тем же великолепием; но с различием, там епископы или священники заменяют лицо патриарха, а воеводы великого князя».

Ваия (вайя) – пальмовая ветвь.


Адаптированный к современному правописанию текст А. Олеария взят с Российского общеобразовательного портала.


2.


3.

Tags: Москва, гравюра, праздники
Subscribe

  • Чайка на Цне

    Река Цна. Тамбов. Фото 1 апреля 2021 года Река Цна. Тамбов. Фото 1 апреля 2021 года Река Цна.…

  • О птичках

    Этой зимой в нашей округе на деревьях около домов появилось много кормушек для птиц. Подкармливают маленьких пичуг в основном семечками, а иногда и…

  • О том о сём

    Что у меня нового? Работа всё не кончается. Всё тот же жесткий график. Многие говорят: «Ты должна радоваться, что имеешь много работы. В наше время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments