marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Наталия Алексеевна Померанцева

На днях скончалась Наталия Алексеевна Померанцева (1933–2014), мой преподаватель, доктор искусствоведения, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, египтолог, музыкант и композитор. Сегодня состоятся похороны на кладбище Донского монастыря в Москве. (Как ни странно, я ее совсем недавно вспоминала в своем Журнале.)

Первобытное искусство, искусство Древнего Египта, история мифологии – это те предметы, с которых начинается специальное обучение искусствоведов в Суриковском институте. Их вела Наталия Алексеевна – очень энергичный, обаятельный человек, горячо влюбленный в свое дело.


Н.А. Померанцева со своими учениками

Наталия Алексеевна родилась в известной московской семье. Ее отец Алексей Александрович Померанцев был профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, физиком; мать Елена Николаевна – филологом.


В искусствоведческих кругах хорошо известен двоюродный дядя Наталии Алексеевны – Николай Николаевич Померанцев (1891–1986), реставратор и искусствовед. С 1918 года он работал под началом И.Э. Грабаря в Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников, отстаивая и спасая в сложные послереволюционные годы уникальные произведения искусства. В 1919–1934 годах Померанцев служил в Московском кремле искусствоведом, хранителем Оружейной палаты, заведующим памятниками Кремля. Он являлся организатором многих музеев древнерусской культуры, которые образовались на базе Донского и Новодевичьего монастырей в Москве, в Звенигороде, Волоколамске. В 1934 году Николай Николаевич был арестован по «делу работников Центральных реставрационных мастерских», которые обвинялись в дискредитации советской власти путем противодействия сноса «ненужных памятников старины». Был осужден, сослан на Север, где отбывал наказание. По возвращении в Москву он опять поступил на работу в Центральные реставрационные мастерские (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря). В 1965 году Н.Н. Померанцев являлся участником создания ВООПИиК (Общества охраны памятников). Николай Николаевич бывал и в Моршанском музее Тамбовской области, изучая уникальную коллекцию церковной деревянной скульптуры, хранящуюся в его фондах (см. здесь и здесь). Именно он впервые ввел ее в научный оборот.

Наталия Алексеевна Померанцева с детства, в семье, была окружена людьми, увлеченными своим делом. Такой стала и сама она.

В начале своего жизненного Наталия Алексеевна не могла выбрать, кем она больше хочет быть – музыкантом или искусствоведом. Она поступила сразу в два ВУЗа – Музыкальную академию им. Гнесиных (отделение фортепиано) и исторический факультет МГУ (отделение искусствоведения). Окончив их, она все-таки выбрала для себя теоретическую стезю в искусстве, написав и защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Скульптурные модели Древнего Египта. К вопросу о творческом методе древнеегипетского мастера». Однако и музыку Наталия Алексеевна никогда не бросала. Она работала концертмейстером оперного класса в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (ныне ГМПИ), написала музыку для балета «Картины и образы Древнего Египта». Следует отметить, что, обладая знаниями в области двух видов искусств (музыки и пластического искусства), Наталия Померанцева находила в них много точек соприкосновения, общие композиционные основы, образные ассоциации. Зачастую в своих теоретических работах она использовала эти свои знания и находки, что не всегда встречало понимание со стороны ее коллег-искусствоведов (творческий  и порой очень смелый подход не был близок консервативному университетскому искусствоведению). Однако Наталия Померанцева никогда не унывала, продолжая работать в своем собственном направлении. Она является автором пяти монографий, посвященных искусству Древнего Египта, и множества статей в российских и зарубежных изданиях.

Наталия Алексеевна не создала собственной семьи, посвятив свою жизнь работе, творчеству, ученикам, сделав ее по-настоящему интересной и яркой. Вечная ей память.




А.К. Саврасов. Повеяло весной. Начало 1880-х годов. Собрание Н.А. Померанцевой
(работа опубликована в книге Н.Н. Третьякова "Образ в искусстве. Основы композиции", 2001)
Tags: МГАХИ им. В.И. Сурикова, Померанцева Н.А.
Subscribe

  • Александр Градский (1949-2021) +

    Южная прощальная В синем сумраке ночей с ручьем сливается ручей, С зарей встречается заря. И люди много говорят, Только все это зря. Ты…

  • Reamonn — Supergirl

  • Nothing Else Matters

    Польский фольклорный коллектив Tulia перепевает Metallica. Слушай также Apocalyptica.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments