
На месте, где когда-то была усадьба Боратынских Ильиновка (бывший Кирсановский уезд Тамбовской губернии).
Фото середины 2000-х годов
Раздавая поместья ближайшим сподвижникам, Павел I вознаграждал их за верную службу в Гатчине и создавал благоприятные материальные основы для дальнейшей службы (старшие офицеры получили от 300 до 1000 душ, капитаны – до 100, младшие офицеры – по 30). Однако при этом он, очевидно, думал не только о положении крестьян и выгоде своих офицеров и генералов, но и о государственных интересах.
С запада и востока тамбовские земли окаймляют две великие русские реки – Дон и Волга, которые издревле притягивали к себе казачью вольницу. Народные волнения, начинавшиеся на их берегах, а затем распространявшиеся по водным артериям – Хопру, Цне, Воронежу, Битюгу, Савале, – докатывались до Тамбовского края, будоража служилых людей и крестьян. Так, восстание Степана Разина, охватив в 1670 году волжские города Астрахань, Царицын, Саратов, перекинулось на соседние тамбовские земли – города Темников, Шацк и Тамбов. Для взятия тамбовской крепости на помощь местным повстанцам с Хопра пришли отряды казаков во главе с атаманом Никифором Чертком (дядей Разина), которые могли осуществить свой переход не иначе как пройдя по землям будущего Кирсановского уезда – по дороге, которая впоследствии будет называться Новохоперской и пролегать по территории имения Боратынских.
Следующее по времени народное восстание, Булавинское, возникло в 1707 году на Дону. Вскоре его центр переместился в Пристанский городок на Хопре, расположенный на месте нынешнего города Новохоперск. В «отписке» 27 марта 1708 года нижнеломовского воеводы И. Никитина казанскому коменданту Н. Кудрявцеву говорилось: «…танбовец Роман Белевидин, подъячий Иван Ивинской, дьячок Иван Попов с станичники…, которые де были в хоперских козачьих городках для своих дел, …сказали: что де на Пристани в хоперском козачьем городке и в ыных местех козаки меж собою учинили воровским своим намерением бунт и збираюца в тот Пристанский городок изо многих городков. А отоман де у них Боловин. И многие де воровские козаки, ездя по Хоперской дороге, многим людям чинят грабежи великие» («И пыль веков от хартии отряхнув...» Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов, 1993).
Третья крестьянская «война» под предводительством Емельяна Пугачева, родившаяся на Волге, тоже не обошла стороной Тамбовщину. В конце 1773 года в кирсановские села пришли первые посланцы, призывавшие встретить «мужицкого царя Петра», за которого выдавал себя Пугачев. После поражения пугачевского войска под Казанью, его отряды появились в северной, восточной и южной частях Тамбовской провинции. В кирсановской округе повстанцы, среди которых было много крестьян из дворцовых сел, овладели Рамзой, Иноковкой, Уметом, Скачихой, Репьевкой и Кирсановым, «немалое число разных чинов людей застрелили и дротиками скололи». Вдохновленные победами, они двинулись через Рассказово на Тамбов, а жители города, боясь погромов, попрятались с семьями и пожитками в ближайшем Ценском лесу.
Таким образом, Тамбовский край XVII–XVIII столетий в силу своего географического положения являлся местом распространения волнений – трех крестьянских восстаний, идущих с Волги, Дона и Хопра. Поэтому, раздавая земли и крестьян во владение генералам и офицерам, Павел I не мог не думать об укреплении порядка в неспокойных районах, граничащих с казачьей вольницей.