Державинский мост в Тамбове. Фото 2014 года
Некоторые из местных чинов могли радоваться еще одному событию – этим же днем Тамбовское наместническое правление официально издало указ об отставке Г.Р. Державина. О том, что такое решение состоится, в городе было известно заранее. Державин ждал этого момента и, получив опускную, мог уезжать из города немедленно, поскольку в Тамбове его теперь ничего не держало, и находиться здесь ему было неприятно.
Казанский монастырь и губернаторский дом в Тамбове. Фрагмент гравюры В.А. Усачева. 1799
Вот как о тех событиях 225-летней давности рассказывает Ю. Мещеряков в своей книге «Гавриил Романович Державин: Тамбовский период деятельности (1786–1788)» (Тамбов, 2006):
«Как писал Державин в те дни, «губернатор больше уже здесь не существует», что он «загнан и презрен». Ему теперь хотелось только одного: отдохнуть. «Ежели мой генерал-губернатор отсель скоро уедет, – писал он 25 декабря князю С.Ф. Голицыну, – то я и с женою, конечно, будем у вас в Зубриловке...» Пока же, несмотря на всеобщую настороженность, он по-прежнему выполнял свои служебные обязанности: писал ордера, изучал рапорты (один из последних датирован 30 декабря 1788 г.), занимался другими делами. «В декабре месяце, 28 и 29 числа, – писал Салиас, – было испытание учеников, интересное тем, что на нем присутствовали вместе Гудович и Державин, уже заклятые враги...»
Между тем решение по поводу Державина было уже принято. Указом Екатерины II от 18 декабря, направленным в Правительствующий Сенат, предписывалось «господину действительному статскому советнику, правящему должность правителя Тамбовского наместничества и кавалеру Державину, дабы он для надлежащего ответа явился в шестой Правительствующего Сената Департамент». В посланном Сенатом 22 декабря предписании Тамбовскому наместническому правлению предлагалось «с получения сего считать его... Державина в сей отлучке».
Бумаги из Петербурга пришли сразу после наступления нового года, и 3 января 1789 г. указ наместнического правления об отрешении Гавриила Романовича от должности был утвержден. Через несколько дней Державин уже находился в Москве. Впереди предстояли слушания по его делу в 6-м департаменте Сената, оправдание, назначение на новые должности (но уже не в провинции) и, главное, возвращение к почти забытым в Тамбове из-за великого множества дел стихам. Тамбов же причудливо окрасился в его воспоминаниях в темные и светлые тона. Здесь он оставил своих недругов, которые еще долгое время донимали его мелочными (и не совсем мелочными) придирками; здесь же остались его добрые и сохранившие верность друзья, с которыми он будет путем переписки продолжать долгую связь. Главным же для Державина в его думах о тамбовском прошлом осталось то, что все-таки, несмотря ни на что, он, состоя на службе правителем наместничества, «много полезного сделал».
Дорога от губернаторского дома, где жил Державин, в Москву шла через главную площадь Тамбова, мимо гостиного двора и кабака «Разлука», по только что выстроенному каменному мосту через речку Студенец.
270 лет со дня рождения Г.Р. Державина: Перечень материалов о Державинском мосте
Державинскому мосту в Тамбове 225 лет