marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

"АиФ-Тамбов": Постконструктивизм

Писала на эту тему в своем журнале здесь (можно посмотреть фотографии здания).



Постконструктивизм на Железнодорожной


В тамбовской архитектуре можно найти здания всех стилей и направлений, бытовавших на протяжении последних трёх веков. Есть здесь и образцы русского конструктивизма – метода проектирования, который появился в нашей стране после революции 1917 года и который считался тогда одним из направлений авангардного пролетарского искусства.

Конструктивизм
Архитекторы, ещё недавно проектировавшие здания и их интерьеры в стиле модерн, аристократического и утончённо-элегантного, постепенно перешли к поиску новых форм, простых и функциональных, новой эстетики («рассудочной красоте»). Главным и интересным теперь становится «производственное искусство» и геометрическое конструирование пространства.

Своей зрелости конструктивизм в архитектуре достиг в 1926–1928 годах, когда город представлялся одним гигантским механизмом, а здания – множеством его стандартных, унифицированных деталей. Простейшие ритмы, возникающие в повторе одинаковых элементов, казались тогда выражением коллективного начала новой жизни, идеи социального равенства. Не случайной конструктивисты с воодушевлением проектировали промышленные здания, фабрики-кухни, дворцы культуры, клубы, жилые помещения.
В начале 1930-х годов политическая ситуация в СССР поменялась, поэтому все новаторские идеи революционного времени оказались под запретом, хотя совсем из жизни и искусства не ушли.

Тамбовский постконструктивизм
Там, где улица Ленинградская упирается в Железнодорожную, можно увидеть интересный пример здания позднего конструктивизма – предвестника сталинского классицизма. Оно было возведено в 1936 году для рабочих Тамбовского вагоноремонтного завода (ТВРЗ). Об этом рассказала его обитательница, гордящаяся тем, что живёт в нём с периода постройки. Именно в 1932–1936 годах существовал «переходный стиль», который условно стали называть постконструктивизмом.

Трёхэтажный трёхподъездный дом имеет простую композицию. Плоскость стены лишена монотонности за счёт выступающих ризалитов (в них размещены лестничные клетки), пустот-лоджий (ныне застеклённых), рядов декоративных выступов и углублений. Оконные проёмы, расположенные в ризалитах, достигают высоты здания  (в них ещё  стоят старые деревянные рамы). На лоджиях сохранились кованные железные ограждения. Постройка не оштукатурена, поэтому можно увидеть добротную кладку и хорошее качество использованного кирпича. Трудно представить, что ей 77 лет.
Главное достоинство этого жилого дома – соблюденное во всём чувства меры. В современном зодчестве многое берётся от конструктивизма 1920–1930-х годов, однако гармоничных архитектурных созданий мы, как правило, не видим.

Своим строительством в 1930-х годах вагоноремонтный завод демонстрирует лидирующее положение среди предприятий Тамбова. Причём дом, стоящий на улице Железнодорожной, является не единственным примером такого рода.

Нужны архитекторы-художники
Желание сохранить старый город в последнее время не раз озвучивалось властями, хотя прежние их градостроительные планы были от этого далеки. Бежали от старого, стремясь к новому, отчего преобладали центробежные, а не центростремительные тенденции в сохранении памятников. Это наглядно видно по тому, какие постройки выросли среди старых кварталов за последние годы.

Переориентировать вектор современной тамбовской архитектуры не просто, но если начать внимательно присматриваться к городу, то он сам может подсказать выход из создавшегося положения. Прежде всего, надо изучать образцы прошлого.

Чтобы работать в веками складывавшейся городской среде, нужен не просто архитектор, а архитектор-художник. Если бы для того, чтобы получить право возводить в исторической части города новые здания архитекторы должны были бы показывать своё мастерство выставкой рисунков старинных построек, то ситуация, возможно, переменилась бы к лучшему. Только увидев, как архитектор рисует исторические дома, с каким интересом к ним относится, как понимает их логику, можно увериться в том, что он изучил территорию, на которую пришёл с новыми проектами.

Марина Климкова.
Tags: АиФ-Тамбов, Железнодорожная улица, Тамбов, архитектура, постконструктивизм
Subscribe

  • Первая гроза

    Сегодня краем Тамбова прошла первая в этом году гроза. Где-то далеко громыхал гром, а из синей тучи слегка побрызгал дождь. Но для природы и этого…

  • Шестой субботник на Студенце

    С 2015 года группа «Спасем Студенец» организовывает и проводит субботники на Студенце, а вернее на его исторической части, где 17 апреля по старому…

  • Статья в сборнике "Феофановские чтения"

    12 октября 2019 года принимала участие в Феофановских чтениях, которые проходили в Вышенском монастыре. Материалы опубликованы. Оставлю здесь свою…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments