Взятие крепости имело отношение к судьбе главы Тамбовского наместничества Г.Р. Державину. Он не только написал оду «Осень во время осады Очакова», но оказался непосредственно связанным с обеспечением продовольствием русских войск турецкого фронта. Борясь с местными чиновниками-коррупционерами, которые имели в этом вопросе свои интересы, он потерпел поражение и был смещен с должности тамбовского наместника.
Очаков был взят штурмом 17 декабря, а 18 числа состоялся «именной указ об отдаче Державина под суд…, велено было обязать подсудимого подпиской, что он до окончания своего дела останется безвыездно в Москве». Этот документ, посланный Сенатом 22 числа из Петербурга, дошел до Тамбова после Нового года. 3 января 1789 был утвержден указ наместнического правления об отрешении наместника от должности.
Главным пунктом обвинения Державина на суде станет превышение должностных полномочий во время весеннего конфликта, когда он способствовал комиссионеру в получении денег для покупки и отправления хлеба в действующую армию. Напомню, что срочность дела тогда была связана с необходимостью отправить баржи с продуктами полой водой, но, как обычно, все ответственные за решение этого дела лица от него устранились. (См.: «Державный "проступок" Державина».)
Неприятное стечение обстоятельств состояло в том, что указ об отставке Державина был утвержден именно 3 января, когда в стране отмечался день взятия Очакова. Гавриил Романович стремился ехать в Петербург, чтобы лично оправдаться перед правительством, но вынужден был отправиться в Москву.
2 января 1789 года тамбовский епископ Феофил получил указ Синода с объявлением высочайшего повеления и приложенной при нем копии письма от главнокомандующего Екатеринославской армией фельдмаршала Г.А. Потёмкина. Указом было «велено…, по отношении с гражданскими правительствами, в первые последующие воскресные и праздничные дни за взятье войсками Её Императорского Величества турецкого города и крепости Очакова принесть всемогущему Господу Богу благодарственное молебствие с коленопреклонением и с звоном во всех монастырях и церквах…» Владыка распорядился: «…во исполнение оного Святейшего Правительствующего Синода указа, нам таковое благодарственное Господу Богу молебствие за взятье помянутого города и крепости Очакова в здешней соборной Казанской, что в доме нашем, церкви отправить завтрашнего числа, то есть сего генваря 3-го дня, …и во всей епархии нашей соборах, монастырях и церквах… молебствия с коленопреклонением и с звоном».
После объявления указа об отставке смысла задерживаться в Тамбове у Державина не было никакого, поэтому 3 января он мог отправиться в путь. Его жена Екатерина Яковлевна в тот период гостила в Зубриловке у покровительницы Державина – Варвары Васильевны Голицыной, племянницы Г.А. Потёмкина. Она тоже должна была ехать в Петербург, чтобы хлопотать за мужа по своей линии.
Дорога в первопрестольную столицу от губернаторского дома в Тамбове вела через новый каменный мост, по козловской дороге. Слышал ли Державин в городе торжественные звоны по случаю взятия Очакова, мы не знаем, но известно, что в Москву он приехал после 10 января…
Державинский мост в Тамбове. Фото 2013 года