marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Державин в Тамбове: Торжества по случаю дня восшествия на престол Екатерины II

Летом 1786 года в Тамбове, у тогда ещё деревянного Никольского моста через Студенец, возвели протяжённый каменный гостиный двор, занявший целый квартал (за фасадную арочную конструкцию он назывался галереей). Авторство проекта здания исследователи приписывали архитектору Дж. Тромбаро. Так, например, Г.К. Лукомский писал: «Он возвёл монументальный гостиный двор и фасад губернской управы в Тамбове, где он строил и проектировал много во время управления краем Державина»[1]. Судя по письму Н.А. Львова от 5 мая 1786 года[2], Тромбаро действительно мог бывать в Тамбове.


План Соборной площади города Тамбова 1834-1835 годов.
С севера площадь ограничивалась Студенцом, с юга - Гимназической улицей (ныне Коммунальная),
с запада - улицей Дворцовой (ныне Советская); №10 - гостиный двор, возведенный в 1786 году;
собор с колокольней с трёх сторон обрамлял массив публичного сада;
зданий сохранившегося ныне гостиного двора и почтамта ещё нет.
Планы площади предыдущих периодов см. здесь


Первое здание гостиного двора не сохранилось. По неизвестным нам причинам через 38 лет, в 1824 году, тамбовское купечество обратилось к городским властям с просьбой построить новый гостиный двор, предлагая для того свои личные средства. Их предложение было поддержано, и в 1836–1837 годах возвели новую постройку, которую можно видеть и поныне (см. здесь, здесь и здесь). Однако вернёмся к истории первого здания.
Завершение строительства гостиных рядов у Студенца совпало с торжеством, проведённым 28 июня в честь дня восшествия на престол Екатерины II и приезда в Тамбов генерал-губернатора И.В. Гудовича. Церемония, которая была подготовлена семьёй Державиных, по своей грандиозности не имела аналогов в истории Тамбова. В ней, наряду с живописью, поэзией, музыкой и театрализованными постановками, была задействована архитектура, которая, по законам классицизма, через обращение к античным образцам наделялась политическим смыслом. Городское пространство, включаясь в праздничное действие, становилось декорацией[3]. Через античные формы классицизм связывал современность со «славой древних», и античность, «колыбель науки и просвещения», одеваясь в российскую тогу, становилась, таким образом, наставницей в гражданстве.


В «Записках» Державина находим описание того, как проходила встреча генерал-губернатора у нового здания гостиного двора: «Подражая… древнему афинейскому обыкновению, тамбовское благородное общество, торжествуя день восшествия на престол её величества, составило кадриль из благородных обоего пола детей, которые, будучи одеты в белое греческое платье и украшены цветочными перевязями, под предводительством хорега, представлявшего жреца, вышли из представленного в конце галереи храма. Во время шествия их слышно было пение»[4] на музыку Д. Паизиэло. После выступления хора юноша, представлявший Гения, поднёс Гудовичу венок из дубовых листьев, девушка – корзину с цветами.


В.А. Усачёв. Город Тамбов (вид со стороны реки Цны). Гравюра. 1799.
Слева от собора виднеются арки гостиного двора ("галереи") постройки 1786 года

«По данному начальником знаку начался бал, в продолжение которого горела в городе по разным публичным местам иллюминация, озаряя нижеследующие картины:

I. Солнце в полном свете, посреди которого вензелевое имя Екатерины Второй освещало лучами своими полсвета, на котором сидящие орлы с пламенными сердцами поднимали крылья, дабы воспарить к сему благотворному светилу.
Надпись: Твой свет нас воскриляет.

II. Геркулес, в груди которого вензелевое имя Екатерины Второй, облечённый в львиную кожу, стоит, облокотясь на свою палицу, попирая ногами гидру. Леопарды и медведи убегают, а младенцы, играя вокруг его, рассыпают цветы.
Надпись: Тебя мы не боимся.

III. Аполлон выезжает на горизонт в обыкновенной своей колеснице, запряжённой четырьмя огненными конями. От колёс повсюду развиваются розовые лучи. Мраки исчезают. Пришествию его радуется природа. Лебеди и прочие пернатые машут крылами и прославляют его пришествие.
Надпись: Торжествуем приход твоего благотворителя».

Новое здание торговых рядов ("галерея"), как и весь праздник в целом, произвели на Гудовича положительное впечатление. Об этом сообщал Державину из Рязани Николай Степанович Тютчев в своём письме от 20 июля 1786 года: «Галерея ему [Гудовичу] понравилась, так что он советовал [построить такую] и Алексею Андреичу [Волкову]... Вчера было собрание у Алексея Андреича, и так случилось, что я с ним сидел особо. Материя дошла о Танбове; Алексей Андреич начал говорить, что если поправится Танбов, так это вами; я, будучи свидетелем, как вы трудитесь, рассказывал ему, что по приказу общественного призрения начала никакого не было и сколько вы стараетесь устроить к доставлению разных материалов, как для того, чтобы сумма оная имела оборот свой, так и для выгод танбовским жителям»[5].

Дополнительные штрихи к картине встречи Гудовича в Тамбове находим в письмах разных лиц к Державиным:

«…Письма ваши мы получили на дороге, читали, какие вы давали праздники вашему начальству… Я воображаю, как милая наша К[атерина] Я[ковлевна Державина] суетилась и наряжала этих девушек…» (из письма М.А. Львовой, жены архитектора, от 12 августа).

«…Сердечно благодарю вас за дружеское письмо ваше и за присланное описание вашего торжества. Воображаю я, сколь приятно было видеть наместнику вашему знаки вашей к нему привязанности; признаться надобно, что расположение всего вами изобретённого есть наипрекраснейшее; желала бы я быть очевидною свидетельницею вашего праздника… Скажите, матушка, не дремал ли мой любезной кум [Державин] при торжестве вашем? и не нарушил ли тем весь порядок?» (из письма княжны Е.С. Урусовой к К.Я. Державиной июля 1786 года).

Возведение здания гостиного двора и строительные планы, касающиеся главной площади города, стали основанием для постройки каменного моста через Студенец и появления в 1836–1837 годах второго гостиного двора.

По материалам книги М.А. Климковой «Соборная площадь города Тамбова» (Тамбов, 2011).



[1] Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России: Ч. 1: Русская провинция. СПб., 1916. С. 44).
[2] Сочинения Державина... СПб., 1869. Т. V. С. 479.
[3] Подробнее см.: Грязнова Н. О Державине-градостроителе // А+С (Аrt + construction). СПб., 2006. № 1.
[4] Здесь и далее по ст.: Державин Г.Р. Торжество восшествия на престол Екатерины II // Сочинения Державина... СПб., 1867. Т. IV. С. 4–6.
[5] Здесь и далее по: Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. СПб., 1869. Т. V. С. 515, 538, 516.


Вид на Соборную площадь (на переднем плане здание гостиного двора). Фото Ю. Инякина. 2000-е

5
Первый гостиный двор ("галерея") входил в архитектурный комплекс центральной площади города Тамбова
вместе с домом генерал-губернатора и присутственными местами.
Сегодня у здания администрации Тамбовской области возведен ТРЦ, который тоже называется "Галерея".
Фото 2013 года

Tags: Соборная площадь, Тамбов, гостиный двор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments