
При внимательном прочтении текста обнаружилось, что из десяти купеческих имен, финансировавших строительство гостиного двора в 1836–1837 годах, на доске увековечены три фамилии, которые оказались мне неизвестными.
Судя по архивным документам, опубликованным мною в книге «Соборная площадь города Тамбова» (2011), Петр Суворов и Пешехонов никакого отношения к строительству данного здания не имеют. Фамилию еще одного благотворителя, Дуплянкина, скорее всего, следует читать как «Дуплицкий». Вместе с тем, на доске не указаны два вкладчика – Трофим Терпугов и Иван Яковлев, вместо которых, возможно, ошибочно, и появились фамилии Суворова и Пешехонова. Интересно, из каких источников авторы подобных текстов получают сведения?


В связи с этим почему-то вспомнилось, что лет пять-семь назад в Тамбовской области собирались создавать специализированный государственный орган, который должен был наблюдать за соблюдением законодательства в области сохранения историко-культурного наследия, которое имеет федеральный статус. Однако этого не произошло. Случилось это, как говорили, из-за того, что в Тамбовском крае список федеральных памятников был слишком мал.
Всегда казалось, что статус федерального памятника присваивается особо ценным в историко-культурном или архитектурном плане объектам. Например, Державинский мост вполне мог бы стать федеральным памятником, ведь подобных построек XVIII века в стране остались единицы. Вот только зачем мост «Росимуществу»? Как бы тогда оно не организовало платный проезд по исторической достопримечательности…
Сведения о строительстве здания гостиного двора из архивного документа
В 1836 году, при тамбовском губернаторе Н.М. Гамалее, гостиный двор начали возводить на средства 10 купцов: Никиты Куприянова, Степана и Ивана Спириных, Трофима Терпугова, Ивана Дуплицкого, Ивана Яковлева, Ивана Малина, Семёна Калашникова, Ивана Беляева и Николая Сорокина. Были приобретены на собственные средства все необходимые стройматериалы и по обоюдному согласию поделены места, предназначенные для лавок, – с тем, чтобы начать их строительство.
В прошении губернскому землемеру Давыдовичу в городскую Думу от 13 апреля 1836 года говорилось: «Тамбовские купцы 2-й гильдии Никита Купреянов, 3-й гильдии Степан Спирин, Трофим Терпугов, Иван Дуплицкий, Иван Спирин, Иван Яковлев, купецкие братья Иван Малин, Семён Калашников и купецкие дети Иван Беляев и Николай Сорокин поданным в сию Думу прошением изъяснили, что вследствие желания их и ходатайства тамбовского г. гражданского губернатора и кавалера Николая Михайловича государь император высочайше разрешить соизволил построить на Соборной города Тамбова площади, против домов Толмачёва и Малина, новый гостиный двор, для коего вашим высокоблагородием место им уже отведено, но на занятие каждому из них своею лавкою земли билетов или данных никем им ещё не выдано. По обоюдному же их между собою согласию из шестнадцати мест, следующих под лавки, им досталось по одной линии, против домов Толмачёва и Малина, место: № 3-е Куприянову, 4-е Терпугову, 5-е Малину, 6-е Степану Спирину, 7-е Дуплицкому, 8-е Беляеву, 9-е Сорокину, 10-е Калашникову, 11-е Ивану Спирину, 12-е и 13-е Купреянову и 14-е Яковлеву. Как же на постройку лавок ими материалы уже подготовлены и ныне наступило удобное к постройке время, а потому просят на принадлежность им занимаемой каждым из них лавкою земли выдать им билет или данные, к удобнейшей же и безопасной постройке им лавок выдать имеющийся в Думе на лавки фасад…» (ГАТО. Ф. 29. Оп. 1. Д. 561).


