Большим сюрпризом Феофановских чтений лично для меня был приезд в Тамбов Александра Дмитриевича Кугушева, потомка княжеского рода и родственника Боратынских. Он привез с собой много интересных документов и подлинных дореволюционных фотографий.
Кугушевы роднились с Боратынскими не в одном поколении, но наиболее интересная фамильная история выстроилась по линии дяди поэта – контр-адмирала Ильи Андреевича Боратынского, дочь которого, Надежда Ильинична (1828–1900), вышла замуж за князя Ивана Васильевича Кугушева (1819–1885).
Так случилось, что 15 лет назад мы через одного нашего приятеля познакомили тамбовского коллекционера Владимира Георгиевича Шпильчина с Ольгой Ильничной Кугушевой – матерью упомянутого ранее Александра Дмитриевича, которая жила в Яхроме. Как ни странно, это событие явилось поворотным в моей судьбе.
Тогда я с энтузиазмом занималась изучением церковного искусства, в частности, коллекции деревянной скульптуры Моршанского музея. Ездила в Моршанск, делала публикации в журналах, собиралась издавать каталог. Однако после того как Владимир Георгиевич стал переписываться с Кугушевой, он почему-то твердо уверовал в то, что я должна стать «боратыноведом» и переключиться со скульптуры на усадебную культуру. Конечно, об этом он мне напрямую не говорил, очевидно, опасаясь быть навязчивым. Но с тех пор Владимир Георгиевич стал приезжать к нам домой почти каждую неделю, и всегда не с пустыми руками: то книгу какую-нибудь дореволюционную с автографом показать привезет, то фотографии, то копию портрета из своей коллекции. И переориентировал-таки меня на Боратынских! Забросила я свою скульптурную тему, засела на несколько лет в архивах, увлеклась. Так постепенно вырисовалась книга «Край отеческий…»: История усадьбы Боратынских», которая была издана в 2006 году в Петербурге.
И вот теперь на Феофановские чтения приезжает Александр Дмитриевич, а я, наверстывая упущенное, выступаю с докладом о моршанской скульптуре. Все повторяется: скульптура, Кугушевы… К чему бы это? Но сейчас, надеюсь, никакого поворота судьбы не будет. Современная реальность такова: Кугушев интересен, прежде всего, тем, что его семья является хранительницей около 400 писем Феофана Затворника. Наставления «вышенского богомольца», адресованные Анастасии Ивановне Кугушевой-Боратынской, были изданы книгой «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»
Александра Дмитриевича я знала заочно вот по этой фотографии:
Александр Дмитриевич Кугушев. Фото 1969 г.
Фото 19 октября 2012 г.