marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Статья о Замятинском мосте в "АиФ-Тамбов"

Продолжаю публиковать в газете свои статьи по истории архитектуры, градостроительства, инженерных сооружений, материалы которых уже обнародовала в этом ЖЖ.


Замятинский мост.

Замятинский мост

Стиль модерн
Напротив Вознесенского женского монастыря, при выезде с улицы Московской на Рассказовское шоссе, через речку Студенец перекинут железобетонный мост, который сегодня находится не в лучшем состоянии. Да и мало, видимо, кто обращает на него особенное внимание: мост – он и есть мост; служит себе частью дороги – ну и пусть служит, пока не придёт в полную негодность. Однако если проезжающие мимо автомобилисты успевают бросить свой взгляд на сооружение лишь мельком, то неспешный и любопытствующий пешеход может заметить, что форма железных деталей ограждения пешеходной части моста, доступная для осмотра, очень изящна.

Характер оформления моста отсылает к стилю модерн, который был распространён в конце XIX – начале XX веков во всех странах мира. В этом стиле большую роль играл декор с узорами, которые составлялись из волнистых линий, напоминавших формы цветов, трав и водных растений. Наиболее ярко он проявлялся в прикладных видах искусства – в изделиях из кованого железа и стекла, мебели, ювелирных украшениях, в полиграфии, моде (особенно женской).

Скруглённые, «естественные», как бы сами собой растущие формы, характерные для модерна, можно увидеть в выразительных элементах ограждения тамбовского моста.

Документы
В Тамбовском областном архиве хранятся документы, рассказывающие о разборе у Вознесенского монастыря старого деревянного моста и строительстве нового – железобетонного: договор подряда, смета с подробным описанием работ, чертежи, докладные записки и другие официальные письма. Архивные материалы свидетельствуют, что мостовое сооружение было возведено в 1911 году подрядчиком, в роли которого выступили братья Замятины, выходцы из купеческого сословия города Липецка, – Алексей, Митрофан, Николай и Иван Ивановичи, которые выиграли торги на получение данного заказа.

Судя по документам, один из Замятиных, Алексей, имел инженерное образование. Он организовывал работы, следил за их выполнением и выступал по доверенности от лица своих братьев при подписании документов. О его профессионализме говорит тот факт, что в процессе строительства он несколько раз обращался в городскую управу с разными предложениями внести в проект изменения, которые должны были улучшить прочность, качество мостовой конструкции. Так, например, во время строительных работ обнаружилось, что почва в этом месте Студенца илисто-песчаная, подвижная, а, согласно проектной смете, основания бетонных устоев моста надо было закрепить в грунте на глубине 1–1 ½ аршин. Алексей Иванович просил увеличить глубину до 2-х аршин (1,42 м), чтобы устои находились «ниже черты промерзания земли».

Условия договора
Помимо Замятиных, в конкурсе участвовали четверо подрядчиков: Викентий Гудович, Владимир Вихров, Владимир Шеманский и Михаил Толстов.

В договоре на строительство моста указывалось, что подрядчик должен иметь на стройке постоянного, опытного десятника, сведущих рабочих, качественные оборудование и материалы, самим приобретённые и завезённые. Любопытно, что подрядчик, приступив к выполнению заказа, не только не получал предоплаты, но, для «успешности работ и качества материалов», обязан был сам внести в кассу городской управы денежный залог в размере, равной 5% суммы подряда. Это делалось для того, чтобы в течение года после полного окончания работ гарантировать их надёжность, а средства залога, в случае необходимости, могли бы быть использованы на исправление недостатков.

Договор на строительство железобетонного моста был подписан 15 июня 1910 года (по старому стилю). В документе устанавливался срок окончания работ – 15 сентября того же года, который не был выполнен. Промедление произошло вследствие затянувшейся  работы по забивке свай в подвижный грунт реки, но более всего – из-за холерной эпидемии, которая задержала доставку в Тамбов железа из Донецка.

К 15 сентября бетонирование моста было всё-таки завершено, но асфальтирования ещё не началось, поскольку необходимо было определённое время для затвердевания бетона. К тому же не оказалось чертежей на установку кронштейнов, чугунных столбов и фонарей на пешеходном тротуаре. Поэтому работы вышли за пределы сроков договора, а ввод в эксплуатацию мостового сооружения произошёл в 1911 году.
Со стороны заказчика, городской управы, ход строительства контролировал инженер Н.О. Диамандиди.

Замятины и Тамбовский край
В Тамбове, на улице Коммунальной (бывшая Гимназическая), Замятины владели домом № 26, сохранившимся поныне. Здание с усадьбой, которое, как и мост, ныне имеет не очень хорошее состояние, было приобретено Иваном Замятиным.

Если учесть факт того, что писатель Евгений Иванович Замятин родился в 1884 году в городе Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии, то вполне вероятно, что купцы Замятины являлись его родственниками.

Известно, что отец писателя был священником. Может быть, и купцы Замятины тоже произошли из церковного сословия? Поскольку церковнослужительских мест для всех детей священников, дьяконов, причётников не хватало, то с начала XIX века усилился процесс перехода их в другие сословия. Как правило, для этого писалось прошение на имя местного епископа об «увольнении из духовного звания в светскую команду», к примеру, «с причислением в купечество». Дети церковников переводились также в ясашные крестьяне, мещане, почтальоны и «по определению в род жизни, куда годным окажется». Причём обратного процесса в тот период не наблюдалось.

Если купеческий род Замятиных происходил из Лебедяни, то для купцов было вполне оправданным стремление переселиться сначала в уездный город Липецк, а потом расширить своё дело, распространив его и в губернском Тамбове.

Любопытная картина вырисовывается со студенецкими мостами в Тамбове: один из них возводился под наблюдением Гаврилы Державина (на улице Советской), другой (около Вознесенского монастыря) строили купцы с фамилией – Замятины. Прямо какая-то литературная карта получается!
Хочется надеяться, что при реконструкции центра города Тамбова Замятинский мост войдёт в число построек, которые не просто отремонтируют, но постараются вернуть ей былую лёгкость и изящество, придумав для уродующих его городских коммуникаций более достойное оформление.

Марина Климкова.
Фото автора.
Tags: АиФ-Тамбов, Замятинский мост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments