marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Откуда пошло название «Тригуляй» («Трегуляй»)

Сегодня – официальная дата дня рождения Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря (до революции назывался Трегуляевым), которому исполнилось 325 лет (предыдущие посты о нем: здесь, здесь, здесь и здесь).



Карта 1950-х годов



 Откуда пошло название «Тригуляй», которое бытует на картах и указателях? Когда ныне отвечают на этот вопрос, то, как правило, приводят сведения, взятые из дореволюционных работ И. Кобякова и Н. Молчанова. Так, Молчанов в «Жизнеописании святителя Питирим, второго епископа Тамбовского» (Тамбов, 1885; 1914) высказывал  версию, основанную на народном предании: будто название места произошло от того, что в нем гуляли три мужа – свт. Питирим Тамбовский, свт. Митрофан Воронежский и некий Иннокентий. Отсюда будто бы и пошло имя – Трегуляй (Тригуляй). Молчанов писал: «Это посещение ознаменовалось выбором и освящением места для мужской обители святителем Питиримом. К двум достопамятным мужам предание присоединяет еще третьего, которого известно только имя – Иннокентий. Все трое избрали и благословили (во время прогулки) место для святой обители, которая получила от сего знаменательное имя Трегуляевской».
   
    Однако уже до революции эта версия происхождения названия повергалась критике. С. Введенский, публикуя «Очерки» о свт. Питириме, писал в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 1898–1899 годов: «…приезд свят. Митрофана в Тамбов представляется сам по себе делом вполне возможным; но в повествовании г. М–ва он обставлен такими подробностями, которые не внушают к себе доверия. Название монастыря Трегуляевым… имеет характер топографический и потому не может служить опорой для предания о прогулке трех благочестивых мужей. Но и в том случае, если мы даже согласимся с г. М–вым относительно филологии названия, – участие в описанном событии свят. Митрофана не станет вполне вероятным. О. Иоанн Кобяков приводит одну рукописную заметку, по словам которой святитель Питирим прогуливался с двумя Василиями, из которых один был, вероятно, его келейник, а другой – вдовый священник, в монашестве Варлаам, первый настоятель Трегуляева монастыря. В этой второй форме предания, как видим, уже нет имени свят. Митрофана. – Но самым главным затруднением в рассказе г. М–ва является хронологическая сторона события. По показанию Тамбовской летописи (которому не верить нет повода), освящение места для обители совершилось 15 сентября 1688 г. Между тем одно совершенно ясное известие говорит, что свят. Митрофан 20 сентября 197 (1688) г. был в Москве. Трудно допустить, чтобы при тогдашних средствах сообщения свят. Митрофан мог так скоро проехать путь из Тамбова в Москву. Если устранить из сообщения г. М–ва эти сомнительные черты, то в нем останется лишь общая мысль о знакомстве и письменных или личных сношениях двух святителей».
    
    С. Введенский был абсолютно прав, когда говорил, что имя «Трегуляй» имеет «характер топографический». Именно так называлась небольшая речка со старинным мордовским именем Тургуля (Тургуляй), впоследствии видоизмененном – Трегуляй. Этот же гидроним встречается в описании местоположения деревни Березово, расположенной близ Талинской (Таланской) поляны: «Бортной вижановской ухожей на реке на Цне от речки от Сяклеи вверх по Цне по реке, по речку по Тургуляю, а правая сторона от черматова польца по исток по вяревенской, выше болкиных исад, да от устья речки Салясклеи, вверх по Салисклею, да сверх салясклеинских верхов, по граням и по тесом до речки до Ляди, да по речке по Ляде на низ, по обе стороны от хиелинскова рубежа, через таланской угол по речку по Толанью, да вверх по речке Тургуляю, левая сторона от верхов тургулянских на враг, да вниз по врагу левая сторона до речки до Ляди…».
    
    Места, где ныне располагается Трегуляевский монастырь, издавна привлекали к себе внимание природными богатствами, экономической выгодой. Частью земель здесь владела мать царя Михаила Федоровича – Марфа Ивановна Романова. В писцовой книге 1623 года они описывались: «Бортной ценский ухожей на реке на Цне от речки от Тургуля вверх по Цне, по обе стороны, до устья речки Ляди и до речки до Сады, а за речку за Саду вверх по Цне, по обе стороны, до верхов, да с реки Цны водяной оброк».

Tags: Трегуляев монастырь, грант, речка Тургуля (Тургуляй), свт. Питирим
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments