В восприятии здания главными являются пропорции, соотношение общего объема и деталей. Главную роль в нахождении гармоничных пропорций архитектуры в дореволюционной России играла система антропометрических мер, происходивших от размеров частей человеческого тела.
Антропометрические меры существовали в разных местах земного шара, у разных народов. В Древней Руси и дореволюционной России основными мерами были: рост человека, шаг, сажени (размах рук в стороны), локти (расстояние от кончиков пальцев до локтя), пяди (расстояние между вытянутыми в противоположные стороны большим пальцем и мизинцем). Такие меры обладали ценнейшим для архитектуры качеством – в силу своего происхождения они были соразмерны человеку, поэтому удобны для конструирования искусственной среды обитания. Более того, в этих мерах были заложены гармоничные пропорции, отобранные самой природой. Например, в отношении полуразмаха рук к высоте туловища (т.е. в отношении двух основных мер Руси) заключено золотое сечение, распространенное в древнерусской архитектуре.
Нахождению стройных пропорций в архитектуре нашим предкам помогали не только антропометрические меры, но и главный строительный материал – дерево. Длина и толщина бревен тоже являлись природными мерами, которые задавали размер, форму и характер членений построек. Они способствовали органичному соединению здания с природным ландшафтом.
Современный человек все дальше и дальше уходит от идеи красоты, от законов природы. На примере современных городов, противостоящих природному пейзажу, уже невозможно говорить ни об ансамблевом мышлении, ни о наделении городского ландшафта каким-то смыслом, ни о зрелом понимании пространственной категории как таковой. Однако и сейчас в городской среде еще сохраняются уникальные уголки деревянного зодчества, которые могут рассказать о мере и красоте. Эти уголки дореволюционной культуры, возможно, будут скоро уничтожены под напором технического прогресса, стремящегося привести все к безжизненному стандарту промышленного производства.
На прошлой неделе мы побывали на одной из старинных улиц в центре Тамбова, чтобы провести фотосъемку дома, возведенного на рубеже XIX–XX веков, который, как объект истории и культуры, требует составления паспорта.
Жилой дом является частью городской усадьбы рубежа эпох; его оформление эклектично – присутствуют элементы народной архитектуры, классицизма, модерна.
Одноэтажный, рубленный из бревен, дом стоит на высоком кирпичном основании (цокольный подземный этаж).
Сохранилось деревянное резное убранство.
Через открытое окно видна лепнина с элементами стиля модерн и часть кафельной печи. Розетка – будто морская звезда (или небесная?).
Сопоставляя с фигурой человека, по фотографии можно представить размеры здания.
Филенчатая дверь. Дерево, на которое нанесли краску, превращает цвет в свет.
Над дверью – козырек, покоящийся, будто на вытянутых руках, на кованых кронштейнах
Авангардист отдыхает!
Рама со скругленными углами совсем по-особому дает воспринять пейзаж за окном.
Шпингалет, похожий на диковинный инструмент аристократа!
Местный дипломат...
Сергей Есенин писал: «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег» (Есенин С. Ключи Марии // Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. М., 1970. Т. 3. С. 135).