Деревянное зодчество Томска
Оригинал взят у
nashenasledie в До чего ж красив!
Вчера вернулась из Томска, где давно мечтала побывать. Читала лекции в ТГУ по приглашению Центра Европейского Союза в Сибири, которым руководит профессор Лариса Валериевна Дериглазова. В свободное время удалось познакомиться с городом и основательно рассмотреть знаменитые на всю страну произведения русского деревянного зодчества. Читателям журнала предлагаю репортаж с фотографиями.
Богоявленский кафедральный собор 1777 - 1784. Шестого августа 1804 г., в праздник Преображения Господня,
здесь было провозглашено открытие Томской губернии, основанной по Указу Императора Александра I.

Набережная реки Томь. Местные жители жалуются, что река постоянно мелеет, и теперь период навигации длится не больше одного-двух летних месяцев.

Чехов, однажды побывав в Томске, оставил о городе весьма нелицеприятный отзыв.
Благодарные жители решили увековечить память о писателе - в соответствующей саркастической манере.

К 400-летию Томска (которое отмечалось в 2004 г.) на площади Ленина были установлены четыре пилона - по числу столетий. На каждом из них крепится по четыре бронзовые доски с изображениями важнейших событий из жизни города.

Татарская слобода - место, где сохранилось несколько кварталов деревянной застройки. Слобода сформировалась в середине 18 века на южной окраине города, куда прибывали караваны, следовавшие по Великому сибирскому пути из Китая в Москву. В слободе селились торговцы и ремесленники, обслуживавшие заморскую торговлю: кузнецы, извозчики, владельцы постоялых дворов. На фото ниже - общий вид Татарской улицы.


Многие жители слободы имели значительные состояния и строили массивные, богато украшенные дома.
В орнаменте резьбы присутствовали разнообразные восточные мотивы.

Центральный фронтон нередко венчался солярным знаком - стилизованным изображением солнца.

Еще одним излюбленным мотивом были занавески. Пободные наличники можно увидеть во всех частях Томска. Узор символизировал достаток и благополучие дома.
В начале Татарской улицы можно увидеть дом, отделанный прекрасными резными пилястрами с накладками в виде сплетенных листьев и ваз с букетами.
На наличниках - снова занавески, но уже в более изящном и замысловатом исполнении.

.

Осматривая дома, интересно заглядывать во дворы. Там можно увидеть не только приютившиеся в углу симпатичные флигели. Кое-где еще сохранились деревянные амбары и даже каретные сараи.

Не остановиться у этого окна было невозможно. Тюлевая занавесочка, как из бабушкиного сундука, и расположенная внизу рамы форточка. Смысл этой "новации" мне не вполне понятен. Томичи, наверное, знают. Трогательно трогательно выглядит сандрик (нижняя часть наличника) со свисающими кистями в форме цветков.

Томские резчики - большие мастера делать разные шишечки и подвески. При ярком солнечном свете (а пасмурных дней в Томске гораздо меньше, чем в Москве или Питере) эти детали дают выразительную, радующую глаз тень.

.

В большинстве своем деревянные дома имеют два этажа. Хотя встречаются и одноэтажные, как этот.
В любом случае дома поставлены на каменные основания.

Еще одна вариация на тему занавесок - теперь уже с перехватами и пышными кистями.

Стиль и символику этого окна мне определить труднее. Похоже на эклектику рубежа 19-20 веков.
Кстати, практически все сохранившихся в городе деревянные постройки относятся к этому времени.

Два дома (№ 38 и № 40) по улице Пушкина входят во все городские справочники. О доме № 40 говорится, что в Томск нет примеров более изящной и искусной резьбы. Сфотографировать дом целиком не вышло:
он плотно обсажен деревьями. Снимок внизу все-таки позволяет составить общее представление.

Несмотря на свою славу, это обычный многоквартирный дом, в котором живут обыкновенне люди с обыкновенными житейскими заботами. Кастрюли на подоконнике - обычное дело.

Моя провожатая, научный сотрудник ТГУ, политолог Нина Рожановская.

Пока я искала ракурс съемки соседнего дома № 38, из окна выглянул жилец и предложил сфотографировать его,
что я и сделала с большим удовольствием.

Неподалеку от улицы Пушкина находится старообрядческая церковь.

Свято-Воскресенский собор (1789 - 1803) - памятник архитектуры в стиле томского барокко.
Собор выглядит величаво, но при этом изящно и легко.

.

Рядом с ним мы обнаружили двухэтажный покосившийся деревянный дом с элегантными барочными наличниками.

Так выглядит угол дома с растрескавшимися от времени бревнами.

С Воскресенской горы мы спустились вниз к руслу реки Ушайка (на ее стрелке с Томью был заложен город) по улице Бакунина, где сохранились участки старой булыжной мостовой.
Здесь нам встретился дом, первый этаж которого сложен из кирпича, а второй - деревянный с элементами модерна.

Кстати, деревянного модерна в Томске довольно много.
Есть интересные образцы северного и полученного на его основе сибирского модерна.

Спуститься к реке Ушайке можно и более длинным путем - по улице Октябрьской.
На ней есть можно основательно задержаться, рассматривая то один дом, то другой.
На втором этаже одного из них были обнаружены наличники необычной формы
в виде короны с вензелями из листьев и витыми колонками.

Еще один вариант узора из сплетенных листьев. Здесь шишечка устремлена вверх.

Перейдя речку по железному Аптекарскому мосту, мы попали на площадь Батенькова.
Целью нашего спуска был с виду невзрачный, ветхий двухэтажный дом №4 по улице Крылова.
Дом буквально нависает над проезжей частью с весьма интенсивным движением.
О том, что в глубине его двух фронтонов спрятаны настоящие произведения искусства, знают далеко не все томичи.
Пока я искала ракурс, на нас с удивлением смотрели прохожие. Результат - перед вами.

Феникс и сова выполнены с тонким вкусом и чувством стиля.

В музее деревянного зодчества нам рассказали, что на томских наличниках часто можно встретить старый славянский знак, символизирующий женщину-родительницу.
Его мы обнаружили на улице Красноармейской в двух шагах от музея.

Общий вид дома не слишком оптимистичный.
Большое окно над входом, вероятно свидетельствует о наличии в доме широкой лестницы
с некогда красивой площадкой второго этажа.

Неподалеку расположен знаменитый дом с павлинами.
Их часто изображают на футболках, буклетах и различных сувенирах.

.

здесь было провозглашено открытие Томской губернии, основанной по Указу Императора Александра I.

Набережная реки Томь. Местные жители жалуются, что река постоянно мелеет, и теперь период навигации длится не больше одного-двух летних месяцев.

Чехов, однажды побывав в Томске, оставил о городе весьма нелицеприятный отзыв.
Благодарные жители решили увековечить память о писателе - в соответствующей саркастической манере.

К 400-летию Томска (которое отмечалось в 2004 г.) на площади Ленина были установлены четыре пилона - по числу столетий. На каждом из них крепится по четыре бронзовые доски с изображениями важнейших событий из жизни города.

Татарская слобода - место, где сохранилось несколько кварталов деревянной застройки. Слобода сформировалась в середине 18 века на южной окраине города, куда прибывали караваны, следовавшие по Великому сибирскому пути из Китая в Москву. В слободе селились торговцы и ремесленники, обслуживавшие заморскую торговлю: кузнецы, извозчики, владельцы постоялых дворов. На фото ниже - общий вид Татарской улицы.


Многие жители слободы имели значительные состояния и строили массивные, богато украшенные дома.
В орнаменте резьбы присутствовали разнообразные восточные мотивы.

Центральный фронтон нередко венчался солярным знаком - стилизованным изображением солнца.

Еще одним излюбленным мотивом были занавески. Пободные наличники можно увидеть во всех частях Томска. Узор символизировал достаток и благополучие дома.
В начале Татарской улицы можно увидеть дом, отделанный прекрасными резными пилястрами с накладками в виде сплетенных листьев и ваз с букетами.
На наличниках - снова занавески, но уже в более изящном и замысловатом исполнении.

.

Осматривая дома, интересно заглядывать во дворы. Там можно увидеть не только приютившиеся в углу симпатичные флигели. Кое-где еще сохранились деревянные амбары и даже каретные сараи.

Не остановиться у этого окна было невозможно. Тюлевая занавесочка, как из бабушкиного сундука, и расположенная внизу рамы форточка. Смысл этой "новации" мне не вполне понятен. Томичи, наверное, знают. Трогательно трогательно выглядит сандрик (нижняя часть наличника) со свисающими кистями в форме цветков.

Томские резчики - большие мастера делать разные шишечки и подвески. При ярком солнечном свете (а пасмурных дней в Томске гораздо меньше, чем в Москве или Питере) эти детали дают выразительную, радующую глаз тень.

.

В большинстве своем деревянные дома имеют два этажа. Хотя встречаются и одноэтажные, как этот.
В любом случае дома поставлены на каменные основания.

Еще одна вариация на тему занавесок - теперь уже с перехватами и пышными кистями.

Стиль и символику этого окна мне определить труднее. Похоже на эклектику рубежа 19-20 веков.
Кстати, практически все сохранившихся в городе деревянные постройки относятся к этому времени.

Два дома (№ 38 и № 40) по улице Пушкина входят во все городские справочники. О доме № 40 говорится, что в Томск нет примеров более изящной и искусной резьбы. Сфотографировать дом целиком не вышло:
он плотно обсажен деревьями. Снимок внизу все-таки позволяет составить общее представление.

Несмотря на свою славу, это обычный многоквартирный дом, в котором живут обыкновенне люди с обыкновенными житейскими заботами. Кастрюли на подоконнике - обычное дело.

Моя провожатая, научный сотрудник ТГУ, политолог Нина Рожановская.

Пока я искала ракурс съемки соседнего дома № 38, из окна выглянул жилец и предложил сфотографировать его,
что я и сделала с большим удовольствием.

Неподалеку от улицы Пушкина находится старообрядческая церковь.

Свято-Воскресенский собор (1789 - 1803) - памятник архитектуры в стиле томского барокко.
Собор выглядит величаво, но при этом изящно и легко.

.

Рядом с ним мы обнаружили двухэтажный покосившийся деревянный дом с элегантными барочными наличниками.

Так выглядит угол дома с растрескавшимися от времени бревнами.

С Воскресенской горы мы спустились вниз к руслу реки Ушайка (на ее стрелке с Томью был заложен город) по улице Бакунина, где сохранились участки старой булыжной мостовой.
Здесь нам встретился дом, первый этаж которого сложен из кирпича, а второй - деревянный с элементами модерна.

Кстати, деревянного модерна в Томске довольно много.
Есть интересные образцы северного и полученного на его основе сибирского модерна.

Спуститься к реке Ушайке можно и более длинным путем - по улице Октябрьской.
На ней есть можно основательно задержаться, рассматривая то один дом, то другой.
На втором этаже одного из них были обнаружены наличники необычной формы
в виде короны с вензелями из листьев и витыми колонками.

Еще один вариант узора из сплетенных листьев. Здесь шишечка устремлена вверх.

Перейдя речку по железному Аптекарскому мосту, мы попали на площадь Батенькова.
Целью нашего спуска был с виду невзрачный, ветхий двухэтажный дом №4 по улице Крылова.
Дом буквально нависает над проезжей частью с весьма интенсивным движением.
О том, что в глубине его двух фронтонов спрятаны настоящие произведения искусства, знают далеко не все томичи.
Пока я искала ракурс, на нас с удивлением смотрели прохожие. Результат - перед вами.

Феникс и сова выполнены с тонким вкусом и чувством стиля.

В музее деревянного зодчества нам рассказали, что на томских наличниках часто можно встретить старый славянский знак, символизирующий женщину-родительницу.
Его мы обнаружили на улице Красноармейской в двух шагах от музея.

Общий вид дома не слишком оптимистичный.
Большое окно над входом, вероятно свидетельствует о наличии в доме широкой лестницы
с некогда красивой площадкой второго этажа.

Неподалеку расположен знаменитый дом с павлинами.
Их часто изображают на футболках, буклетах и различных сувенирах.

.

