
Семья М.А. Боратынского на ступенях усадебного дома в Ильиновке Кирсановского уезда Тамбовской губ.
Сидят слева направо, в первом ряду: Александра, Владимир и Сергей Боратынские.
Во втором ряду: Ольга Алексеевна Боратынская (урожд. Жемчужникова) и Алексей Михайлович Жемчужников.
Стоят: неизвестная и Софья Боратынская. Сидит на перилах Михаил Боратынский.
Фото М.А. Боратынского 1900-х гг.
Михаил Андреевич Боратынский известен не только своим изданием о роде и тем, что был двоюродным племянником поэта Е.А. Боратынского, но и тем, что, овдовев, женился второй раз на вдове Ольге Алексеевне Рорец, урожденной Жемчужниковой, старшей дочери Алексея Михайловича Жемчужникова (поэта и одного из авторов образа Козьмы Пруткова). От этого брака он имел двух сыновей – Владимира и Сергея, имевших трагическую судьбу.
Готовя к переизданию работы М.А. Боратынского в виде книги «Из истории дворянского рода Боратынских» (Тамбов, 2007), я присоединила к ней неизданные воспоминания автора, хранящиеся в Пушкинском доме (ИРЛИ). Среди них – информация о детях, которую здесь и помещаю.

(сведения о детях М.А. Боратынского по его мемуарам 1922 г.)
Старшая моя дочь Аля1, 40 лет, окончила Тамбовский институт с золотой медалью в 1899 году. После окончания курса осталась дома, занималась с младшими братьями Володей и Сережей. В 1904 году отправилась сестрой милосердия на русско-японскую войну, предварительно окончив в Петербурге курсы сестер милосердия в общине Кауфман. Работала все время в Иркутском военном госпитале. Вернулась по окончании войны в октябре 1905 года и поступила классной дамой в Тамбовский институт, где провела до 1907 года. Потом поступила на Рождественские фельдшерские курсы в Петербурге, которые окончила в 1912 году. По окончании поступила в частную земскую больницу Московской губ. Подольского уезда в – имение Васильчиковой, где перенесла сыпной тиф. В 1914 году отправилась на русско-германскую войну, где работала в военном госпитале в г. Двинске, а затем в частном лазарете у Арцымовича2 в Витебской губ. до октября 1917 года. В 1918 году вернулась в Ильиновку и поступила фельдшерицей-акушеркой на Ольховский врачебный пункт, в каковой должности состоит и поныне3.

Е.М. Боратынская (третья слева) в госпитале Двинска. Фото 1914 г.
О судьбе Елены Михайловны см. здесь.
Сын Миша, 38 лет4. Окончил реальное училище в Тамбове в 1901 году. В 1902 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт, директором которого в то время был Константин Александрович Рачинский, брат Александра Александровича. Окончил курсы в 1909 году, поступил на службу агрономом при Тамбовской губернской землеустроительной комиссии. Летом 1910 года вышел в отставку и в октябре того же года женился на старшей дочери управляющего Тамбовской контрольной палаты Ивана Матвеевича Лебедева – Александре Ивановне и поселился в Ильиновке. В конце ноября поехал в Тамбов готовиться к экзамену на земского начальника5. В январе вернулся в Ильиновку. В апреле был утвержден в должности земского начальника, вступил в должность в 1911 году. Жил в Ильиновке до 1914 года, когда летом переехал в Лопатню6 – в новоустроенную усадьбу, где и оставался в должности земского начальника до самой революции. После революции был одно время судьей, а затем помощником агронома при земельном отделе, а затем был назначен агрономом. До сей поры он оставался на этой службе; живет в бывшем своем доме, занимает три комнаты. У него двое детей: Муся (Мария) 9 лет и Танечка 6 лет7.
Дочь Соня (Софка), 36 лет8. Окончила Тамбовский институт в 1902 г. Жила дома и занималась домашним хозяйством. В 1909 году вышла замуж за бывшего преподавателя Тамб. музыкального училища – скрипача, свободного художника поляка Иосифа Феликсовича Яржембского. После свадьбы поехала в Астрахань, где в то время служил ее муж. Свадьба была в Тамбове, венчались в институтской церкви, а обед – у нас в доме. Обед прошел в высшей степени весело и оригинально. Со стороны Яржембского были его товарищи и знакомые музыканты и потому разговор часто касался музыки и музыкальных вопросов. А когда дело дошло до тостов и чтения поздравительных телеграмм, то экспромтом вдруг составили небольшой хор, который сопровождал каждую телеграмму одобрительным «Ура», аккордами в разных тонах под дирижерством одного из музыкантов. В общем выходило очень красиво и оригинально и придавало торжеству какой-то музыкальный характер, который очень необходим к этой музыкальной свадьбе в музыкальном семействе.
В Астрахани у дочери родился сын Александр (Олесик). На роды мы с женой ездили в Астрахань, где проживали некоторое время, пока Софочка совсем не поправилась. В Астрахани Яржембские пробыли два года, а затем переехали в Варшаву, где Иосиф Феликсович получил место преподавателя Варшавской консерватории, где директором был бывший его профессор – известный скрипач Борцевич, ученик Лауба. В Варшаве они уже прочно устроились, когда началась русско-германская война. Дочь с мужем и сыном гостили у нас в Ильиновке, когда немцы вошли в Варшаву, потому они уже не могли вернуться туда. В это лето у нас гостили также Мареш9 с женою, хорошей пианисткой, и они нас часто услаждали хорошей музыкой – особенно один раз они все были в большом ударе и сыграли известное трио Чайковского «На смерть великого артиста». Они его так сыграли, что едва ли когда-нибудь придется его услышать в подобном исполнении. Гостиная Ильиновского дома, в которой они играли, наверное, никогда такой музыки не слыхала раньше.

В Ильиновке.
Стоят слева направо: Софья Михайловна Боратынская, двое неизвестных, Анастасия Алексеевна Жемчужникова, Михаил Михайлович Боратынский.
Сидят: Арцимович (?), Алексей Михайлович Жемчужников, Ольга Алексеевна, Александра Михайловна, Елена Михайловна, Володя и Сережа Боратынские. Фото М.А. Боратынского. Около 1900 г.
Не имея возможности ехать в Варшаву, Яржембские поехали на зиму в Москву, где Иосиф Феликсович давал частные уроки на скрипке и продолжал получать части своего варшавского жалования из каких-то сумм, находящихся в Москве. Тут у дочери родился 2-ой сын Станислав (Стасик). Лето Яржембские провели у нас в Ильиновке, а осенью уехали в Житомир, куда был приглашен Иосиф Феликсович преподавателем. Это место, конечно, временное, ему устроил Мареш, который уже там устроился. В Житомире они пробыли до тех пор, пока не явилась возможность перебраться в Варшаву. Вскоре, по переезду их в Варшаву, пошли недоразумения между Польшей и нашей советской властью, которые послужили поводом к прекращению всякого общения с Варшавой, и с тех пор, вот уже больше двух лет, мы не имели никаких сведений о дочери и ее семье. Олесику теперь 10 лет, а Стасику 5 лет.
1909. Окончил полный курс Москов. сельскохоз. институте по сельскохозяйств. отделению.
1911. Г. тамбовским губернатором с разреш. Земского отдела от 18 марта 1911 года за № 7397 допущен к временному исполнению обязанностей земского начальника 1-го участка Кирсановского уезда […]» (Там же. Ф. 26. Оп. 4. Д. 1135. Л. 62–62 об.).