Ранее я размышляла о том, откуда мог взяться клад с монетами Римской империи I–II веков близ железнодорожной станции Ракша Моршанского района Тамбовской области:
http://marina-klimkova.livejournal.com/17941.html
В XIX – начале XX столетия недалеко от того места, при селе Ракша (владельцы-помещики Безобразовы) и деревне Глазовка (одна из дочерей Безобразова получила ее в приданное, выходя замуж за Павла Борисовича Мансурова), располагались усадьбы, в которых хранились архив и коллекции государственного и общественного деятеля Бориса Павловича Мансурова (12.05.1826/28–21.06.1910). Сегодня последний более известен тем, что в качестве управляющего делами Палестинского Комитета, состоявшего под началом вел. кн. Константина Николаевича, выбирал и планировал участки в Иерусалиме для приобретения их в вечную российскую собственность (некогда на этом месте стояла первоначальная базилика Св. Константина и монастырь крестоносцев Santa Maria Latina). В 1883 году Мансуров следил за первыми раскопками близ храма Гроба Господня, получившими название «Русских раскопок», и первым оценил значение сделанных открытий.
Фамильные портреты из усадьбы Ракша (один из них, по-видимому, Б.П. Мансурова). Экспозиция Моршанского историко-художественного музея
Судьба тамбовских усадеб, связанных с Мансуровым, повторяет судьбу других «дворянских гнезд». В 1919 году усадебный дом Мансуровых сгорел, а усадьбы Безобразова в Ракше и Хлыстове разграблены. Однако основателю и первому директору Моршанского музея Петру Петровичу Иванову удалось часть ценностей вывезти и спасти. Инструктор научно-архивного подотдела при Тамбовском губернском отделении народного образования В.А. Петров, командированный 20 мая 1919 года в Моршанский уезд, писал в отчете: «Из ракшинского имения архивный материал еще до моего приезда в Моршанск был вывезен с библиотекой в Моршанск и хранится во внешкольном подотделе. Причем при разборе библиотеки я обнаружил восемь рукописных томов, принадлежащих Б.П. Мансурову и относящихся к поездкам его на Восток, в Палестину в половине прошлого столетия. Материал этот представляет большую ценность как первоисточник в историческом и археологическом отношении, и мною… сделано предложение о временной передаче его в уездный архив, впредь до решения вопроса о дальнейшем его перемещении… в центр. Библиотека также представляет большую ценность как выходящая за рамки обычной помещичьей библиотеки ввиду наличия в ней систематического подбора книг по Востоку и египтоведению. Исполняя поручение Музейного подотдела, я интересовался также обстановкой, картинами и другими имеющимися художеств[енными] цен[ыми] вещами в назван[ных] выше им[ениях], причем оказалось, что обстановка в обоих имениях Безобразовых подверглась полному разгрому, картины же, главным образом семейные портреты, находятся частью в Музее в Моршанске, частью в Хлыстове в д. Скороходове, куда они были вывезены местным культурно-просветительным отделом» (Цит. по: Климкова М.А. «По наряду из Розряду…»: Очерки из истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 2004. С. 147).
Впоследствии разбором архива и библиотеки Мансуровых и Безобразовых занимался А.А. Семенов – представитель Главного управления архивным делом и Всероссийской коллегии по делам музеев, командированный центром в тамбовскую глубинку. В небольшой темной комнате на чердаке, под раскаленной от мороза зимой и от солнца летом крышей, он перебирал книги и документы, составляя описи.