
Державинский мост в Тамбове. Фото 27 июля 2013 г.
После обеда мы отправились на стадион "Спартак". Вот и мост. Очень непривычно его фотографировать с противоположной стороны улицы Советской, поскольку всегда хожу по другому тротуару.

Роман встретил у входа в "Спартак" на Студенецкой набережной, у шлагбаума. Сначала мы зашли к вахтеру - приятной женщине, которая, как оказалось, внимательно следит за всеми тамбовскими событиями. В частности, ее очень интересовало, что обнаружили археологи на месте подземного пешеходного перехода через улицу Советскую. Рассказав ей о древней Знаменской церкви и кладбище, которое было около нее, мы направились к мосту. Вот его вид с оборотной стороны:

Ниже - вид Тамбова с мостом начала 20 века, сделанный с колокольни Троицко-Никольской церкви.

Подойдя вплотную к двери сарая, я, как ребенок, ожидающий близ волшебной дверцы удивительных чудес, в нетерпении ждала, когда Роман откроет ключом замок, чтобы сразу проникнуть внутрь помещения...


И вот мы внутри. Перед нами западная сторона моста. Видим, что правая его арка заложена, а левая открыта (с другой стороны все наоборот). В середине - рельефный круг, такой же как с восточной стороны. Ясно, что бетонная конструкция, сделанная в 1970-е годы, с этой стороны значительно шире, чем с другой. Если там на ней покоится лишь пешеходная часть, то здесь - еще и часть проезжей дороги. По документу 1789 года, ширина моста составляла 4 сажени 1 аршин, т.е. 10 м.
Видимо, левее, расположена третья арка.

Свод моста, заложенный кирпичом и засыпанный наполовину землей, весь оштукатурен. Через отверстие с другой стороны проникает свет. Кирпич осмотреть не удалось.Пол здесь поднят высоко - выше, чем в другом арочном пролете.
Интересно, знают ли планировщики подземного перехода, что его можно сделать двухсторонним?



Арка моста, через которую протекает Студенец, заложена кирпичом. Основная конструкция сделана из бревен, а лишь потом обложена кирпичом. Отсюда слышно, как шумит вода текущей под ногами речки. После этой арки стена моста имеет значительное продолжение в южном направлении.

Бетонные конструкции с трещинами, местами осыпаются. Вообще, в отличие от исторической части моста, пристройки советского времени являют собой печальное зрелище. Соединение конструкций из металла, бревен, бетона, кирпича и досок выглядит временным явлением, случайно прилепившимся к основному сооружению. А Державинский мост выглядит монументально, красиво.

Роман сказал, что в какой-то момент их попросили освободить сарай (видимо, надеялись начать возводить здесь пешеходный переход), но потом, когда строительство отложили, никаких указаний больше не последовало.


Последний взгляд на помещение.

Вышли на свет божий.

Спасибо Роману за экскурсию! Мы с ним, как оказалось, учились в одной школе (№ 6 города Тамбова), но в разное время.

Вот здесь, под бетонной дорожкой, протекает Студенец. Удивительно, но по его "берегам" все так же растут ивы.


Ширина советской пристройки моста с западной стороны доходит примерно до пунктирной линии на дороге (см. фото ниже).
Теперь каждый должен знать, что, проезжая по восточной стороне улицы Советской, вы точно проедете по историческому мосту, а вот западная сторона вам этого не гарантирует. В связи с этим вспомнилось: если в 1786 году Г.Р. Державин прибыл в город по деревянному мосту наместником, то по каменному ехал на суд в Москву, отстраненным от должности (надо быть осторожным при въезде в Тамбов...) Любопытно, что, выйдя на дорогу, мы обнаружили, что в тот момент все стремились ехать именно по его исторической части:)

Перейдя на другую сторону, мы решили еще раз осмотреть восточную часть моста. Когда спустились вниз, из-под арки вылетела стая голубей.

Вот заложенная арка с вентиляционным отверстием (мы видели его и с другой стороны). Росписи здесь постоянно меняются.

Открытая арка, через которую течет Студенец.

Таким образом, с восточной стороны по глубине арки мы можем видеть всю ширину моста, каким он был возведен в 1786-1788 годах.


Уходя, вдруг увидели солнечный луч, падающий на площадку около моста. Он вселял надежду в чудо.

Ход исторического расследования по мосту см. здесь.