Признают ли мост историческим памятником?
Центральные улицы Тамбова уже не могут справиться с многократно возросшим за последние годы транспортным потоком. Городские власти пытаются найти нестандартные решения этой проблемы. Например, в прошлом году была озвучена идея создания ещё одного подземного пешеходного перехода у стадиона «Спартак», на перекрёстке улиц Советской и Студенецкой набережной. «Фишка» в том, что для безопасного перехода улицы решено использовать каменный туннель здешнего моста. Это «ноу-хау» позволило бы убить сразу двух зайцев: значительно сэкономить на строительстве перехода и увеличить пропускную способность центральной улицы областного центра.
В списках истории не числится
Однако, по мнению некоторых экспертов, эта идея может нанести урон исторической уникальности бывшего Никольского моста. До сегодняшнего дня он не числится в списке объектов истории и культуры, хотя на его ценность указывается в двух серьёзных научных трудах – книгах архивиста Ю. Мещерякова «Г. Р. Державин. Тамбовский период деятельности 1786-1788 гг.» и искусствоведа М. Климковой «Соборная площадь города Тамбова». В данных изданиях, со ссылкой на архивные документы утверждается, что мост на Советской был построен ещё во времена Державина и остаётся единственным свидетелем его короткой эпохи наместничества в Тамбове.
Но этого, оказывается, недостаточно для того, чтобы мост получил статус вновь выявленного памятника и соответствующую государственную охрану.
Специально созданная общественная комиссия осмотрела мост, и большинство её членов заострило своё внимание на кирпичной кладке, относящейся к середине XIX века, поэтому начало отвергать мысль о причастности Державина к строительству сооружения.
Нужны ещё доказательства
Начальник отдела охраны памятников истории и культуры областного управления культуры Надежда ТОЛМАЧЁВА не отрицает, что на этом месте, со времён Державина, стоял мост. Но сегодня, по её мнению, пока никто не может документально подтвердить, что он не перестраивался со времён наместника. Чтобы расставить все точки над «i», требуется получить заключение аттестованных Минкультом экспертов. На Тамбовщине таких нет. Необходимая государственная экспертиза обойдётся в 300 тысяч руб. – большие деньги для местного бюджета. Чтобы их выделить, нужно иметь веские для того основания. (Да, было бы проще, если Г. Р. Державин оставил на кирпичах свою подпись или хотя бы отпечатки пальцев.)
Сторонники признания моста историко-культурным памятником не против строительства подземного перехода. Они просто считают, что мостовое сооружение возводилось при Державине, достраивалось в следующем столетии, расширялось в советский период. Дополнения каждой эпохи хорошо видны, что особенно ценно и требует сохранения. При внимательном и непредвзятом осмотре легко обнаруживаются кирпичи разных размеров и разных эпох – выбирай, кому какие нравятся.
Необходимо максимально сохранить исторический облик моста, в том числе каменную кладку, а не закрывать её стыдливо современными, порой примитивными, отделочными материалами. Если бы это удалось сделать, то в Тамбове появился бы единственный в России исторический переход из прошлого в будущее.