Я уже рассказывала, с каким уважением отнеслись к своему старинному каменному мосту в Калуге. Есть еще один положительный пример - в Белозерске, где аналогичный тамбовскому мост (правда он возведен немного позднее - не ранее 1820 года) имеет статус историко-культурного памятника федерального значения и является визитной карточкой самого древнего города Вологодского края.

Мост в Белозерске после реставрации. Фото 2012 г.
О том, как проходила научная реставрация, рассказывает реставратор Елена Никитина.
Елена Михайловна, какова история постройки моста?
Точная дата возведения моста неизвестна, но по ряду признаков можно сделать вывод о том, что он был построен в первой трети XIX века, а не в XVIII, как указано в ряде популярных источников. Во-первых, стилистически он ближе всего к классицизму, который господствовал в русской архитектуре того периода, – об этом говорят выступающие на плоскости стены рельефы – круглые архивольты арок и замковые камни. Во-вторых, существует архивный документ, датированный 1824 годом, в котором говорится, что «…мосты в г. Белозерске в самом худом состоянии»*. Скорее всего, речь идет о старых деревянных мостах через ров, потому что вряд ли каменный мост, сооруженный незадолго до этого времени, пришел бы так быстро в столь плачевный вид. Историк Валентина Седова, проводившая во второй половине XX века исторические изыскания о дате его постройки, определила, что мост возвели не ранее 1820-х годов. И наконец, в XVIII веке каменные мосты были редкостью, и, если бы этот мост существовал уже тогда, об этом сохранились бы какие-то свидетельства.
Дореволюционная фотография белозерского моста
Следы известковой обмазки на сводах центральной арки
Теперь мост будет белым – это возвращение к его первоначальному виду?
То, что раньше мост был покрыт белой известью, несомненно: в пролетах сводов на фрагментах подлинной кладки сохранились следы известкового покрытия, и по архивным черно-белым фотографиям видно, что мост гораздо светлее, чем земля и трава, – небеленый, он бы так не выделялся. При нынешней реставрации тоже сделана известковая обмазка, которая необходима еще и для того, чтобы защитить кирпичную кладку от разрушения. Важно и то, что это не штукатурка, а именно обмазка, позволяющая сохранить фактуру поверхности, впечатление «рукотворности» памятника.
Конечно, все привыкли к тому, что мост красный. Но если смотреть на него как на часть единого городского архитектурного ансамбля, во всех значимых постройках которого доминирует белый цвет, то мост должен быть именно белым. Так он выглядит более монументальным, а ансамбль – более цельным.
Состояние моста до реставрации 1972 года
Реставрация моста в 1972 году
Когда была предыдущая реставрация моста?
В 1970 году реставрация была начата силами Вологодских специальных научно-реставрационных мастерских. В 1972 году Всероссийская специальная научно-реставрационная производственная мастерская (ГАП Белов) выполнила архитектурные обмеры и составила рабочий проект реставрации памятника. Тогда же мост был отреставрирован силами добровольного студенческого отряда Московского инженерно-физического института.
В тот момент специалисты столкнулись с колоссальными трудностями. Во время работ велась фотофиксация – фотографии очень плохого качества, но все равно видно, какие страшные разрушения были в конструкциях моста. Он буквально разваливался по швам, от устоев большими кусками отслаивались фрагменты кладки. За один сезон в 1972 году пришлось выполнить огромный объем работ. В тело моста были заведены новые металлические связи, вычинки кирпичной кладки составили большую часть поверхности фасадов, и при этом мост окончательно утратил свой белый покров. Но тогда для облицовки был применен пустотелый щелевой кирпич – это экономичный, но не очень долговечный материал. С тех пор мост ни разу не поновлялся.
Как Вы оценивали состояние этого памятника на момент начала нынешней реставрации?
Внешний вид моста не вызывал особых опасений – до того момента, пока мы не приступили к исследовательской работе и не обнаружили, что это «колосс на глиняных ногах». На устоях моста отслоившуюся кладку 70-х годов можно была снимать голыми руками, а в глубине подлинный кирпич и кладочный раствор XIX века мизинцем крошились в труху.
Облицовка моста до реставрации 2011-2012 гг.
Устои моста до реставрации 2011-2012 гг.
Устои моста до реставрации 2011 -2012 гг.
Работа реставраторов часто сопровождается открытиями. Было ли в этом случае что-нибудь подобное?
Ну, не всегда это открытия, чаще всего – новые вопросы, шарады и ребусы. Что касается этого моста, то у него очень интересное основание. Он стоит, как и положено каменной постройке XIX века, на валунном фундаменте. Зимой 2010 года были сделаны шурфы, и под опорами моста обнаружились два яруса валунной кладки: сначала валуны, под ними, на глубине 1,8 метра, венец из сосновых бревен, а потом до глубины примерно трех метров опять валуны. Либо это таким образом укрепленный фундамент, либо разные этапы строительства – пока это загадка.
Каков итог реставрационных работ на мосту – что именно сделано для сохранения памятника?
Непосвященному человеку со стороны покажется, что мост такой же, как был, только белый, и сознавать это немного обидно. На самом деле, чем меньше видна работа реставраторов, тем больше в ней достоинств. Сейчас мост надежно укреплен прочным металлическим каркасом. Срезан грунт вокруг опор, выполнено водоотведение, кирпичная кладка и фундамент проинъецированы. Теперь по мосту может передвигаться транспорт, правда, все равно с большими ограничениями по грузоподъемности и скорости.
Сегодня в Тамбовском государственном университете (ТГУ им. Г.Р. Державина) должны были пройти "летние чаепития", посвященные 270-летию со дня рождения Державина, который родился 3 июля 1743 (по старому стилю). Должна быть анонсирована подарочная книга о его жизни в Тамбове.
Вода все так же течет мимо Державинского моста...