На конференции я рассказывала о том, как тамбовцы прибавили год жизни почитаемому ими епископу Питириму, правда это привело к тому, что они отняли год служения в Тамбове у другого епископа – Игнатия, который и без того пострадал от Петра I из-за того, не поддерживал проводимые в стране реформы. Игнатий был лишен сана и сослан в монастырь, после чего Тамбовская епархия почти на полвека потеряла свою самостоятельность.
Подобные истории происходят и в наше время, склонное к быстрому пиару. А потом – «что написано пером не вырубишь топором»…
Святитель Питирим Тамбовский. Хромолитография. Около 1914 г.
В следующем 2014 году будет отмечаться 100-летие канонизации святителя Питирима – одного из последних, кто был причислен к лику святых перед самой революцией. В рамках гранта «Православная инициатива – 2012», который выиграла Тамбовская духовная семинария, мы начали подготовку к выставке «Святитель Питирим Тамбовский: начало и конец Российской империи (к 100-летию канонизации)». Работая в архиве по выявлению документов, связанных со зданиями-памятниками города, просматриваю также источники по истории Церкви, благо, что эти две темы порой тесным образом взаимосвязаны.
В российских архивах мы работаем около 15 лет, поэтому, казалось бы, сложно удивить документами, которые коренным образом меняют сложившиеся представления о том или ином событии, о биографии той или иной личности. Однако дореволюционные источники, рассказывающие о начальной истории города Тамбова, Тамбовской епархии, о святителе Питириме, по-настоящему впечатляют. Знакомясь с ними, начинаешь понимать, как мало знаем мы об отечественной истории и культуре.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове. Фото около 1904 г.
Как известно, в качестве даты смерти святителя Питирима утвердился 1698 год. Однако еще дореволюционные историки С.Н. Введенский (Святитель Питирим, второй еп. Тамбовский // ТЕВ, 1899. №51-52) и Н.И. Орлов (В каком году скончался святитель Питирим // ИТУАК, 1917. Вып. LVII), сравнивая разные источники, доказывали, что он скончался 28 июля не 1698 года, а 1697-го. Основанием для такого заключения служили московские документы – расходные книги Патриаршего казенного приказа, в которых говорилось о назначении на Тамбовскую кафедру следующего после Питирима епископа, Игнатия, которое произошло в 1697 году. В одной из расходных книг записано: «Ноября 21-го, в неделю [т.е. в воскресенье], на праздник Введения Пресв. Богородицы, отпущено для поставления Игнатия, епископа Тамбовского, пития…» Кроме того, из расходных книг видно, что новый тамбовский епископ до своего прибытия в епархию встретил в Москве Пасху, которая в тот год праздновалась 24 апреля. Применив общепринятые в пасхалии вычисления, С.Н. Введенский определил, что это был именно 1697 год. Он писал, что «как это ни прискорбно», следует «признать хронологию местных источников в данном вопросе ошибочной».
В Государственном архиве Тамбовской области, в фонде Козловского Троицкого мужского монастыря, есть документ XVII века, который свидетельствует о том, что в апреле 1698 года (т.е. за три месяца до общепринятой даты кончины святителя Питирима) епископом на Тамбовской кафедре был уже Игнатий.
Надо сказать, что в фонде Троицкого монастыря сохранилось много интереснейших документов XVII столетия, которые не были изучены и опубликованы. Но работать с ними очень сложно из-за орфографических особенностей языка того времени и неразборчивых почерков.
В заинтересовавшем нас архивном источнике говорится: «7206 [1698] года апреля в 11 день по указу преосвященного Игнатия Епископа Тамбовского взято в его, епископа, казну Козлова города Троицкого монастыря у архимандрита Корнилия по его сборным книгам неокладного доходу венечных и похоронных пошлин, а нынешнего двести шестого года…» (показывала его в рубрике "Архивный четверг" ранее).
По традиции того времени, числительные обозначались буквами:
- 1000
- 7
- 200
- 6
Для того чтобы летоисчисление от сотворения мира перевести на летоисчисление от Рождества Христова, необходимо из указанной даты вычесть 5508:- 7
- 200
- 6
7206 – 5508 = 1698 (год)
Данный документ доказывает, что в апреле 1698 года, за три месяца до общепринятой даты смерти святителя Питирима, епископом Тамбовским был уже Игнатий.
Ошибка в дате кончины святителя Питирима могла утвердиться по следующим причинам.
Во-первых, на его могильной плите изначально, видимо, не было никаких пояснительных надписей. Очевидно, после упразднения епархиальных штатов, которое произошло после низложения епископа Игнатия, об этом никто не позаботился.
О том, что первоначально на могильной плите святителя Питирима не было пояснительных надписей, говорится в документе 1802 года того же Козловского Троицкого монастыря. В нем излагается история Тамбовской епархии и есть раздел, озаглавленный так: «Кто были во оной Епархии Архиереи с показанием имен и прозваний их, также когда кто посвящен, когда скончался, откуда родом… и… имеются над гробами надписи?» (документ ГАТО). В той части документа, где приводятся данные о святителе Питириме, говорится: «…погребен в… Соборной нижней теплой Церкви со входу на правой стороне, в приделе Николая Чудотворца». Ни про какую надпись на гробнице речи не идет, хотя такие сведения даются о других епископах. Например, о епископе Феодосии (Голосницком) сообщается: «…погребен… в Спасо-Преображенском соборе в нижней теплой церкви, на левой стороне со входу, в приделе преподобного Феодосия Печерского, на гробнице сделана обыкновенная надпись».
Интерьер нижнего храма Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тамбове. Фото 1904 г.
Таким образом, надписи с датами над захоронением святителя Питирима в начальный период, видимо, не было, т.е. не было источника достоверной информации.
С.Н. Введенский отмечал, что уже в наиболее раннем по времени документе, в «Тамбовском летописце» (1684–1708), вероятно, сразу после смерти святителя Питирима, был записан ошибочный год его назначения в Тамбов епископом (1686, вместо 1685) и точное время пребывания на кафедре (дата смерти указана не была). Отсюда пошла ошибка в подсчете прожитых святителем лет, которая потом перекочевала во все последующие источники: в летописный список Козловского Троицкого монастыря (1790-е гг.), в записки об истории Тамбовской епархии 1794 и 1796 годов, данные которых вошли в «Историю Российской иерархии» 1807 года. А потом эта информация пошла в работы Г. Хитрова (1861), П. Преображенского (1862), С. Березнеговского (1862), Д. Самбикина (1872), И. Дубасова (1884), Н. Молчанова (1885) и И. Кобякова (1885).
Здесь следует отметить, что единожды сделанная ошибка, возникшая в какой-либо публикации, быстро укореняется путем тиражирования ее последующими авторами, которые начинают опираться, ссылаться на этот источник.
Мы видим, что с биографией епископа Питирима ситуация сложилась именно так. Поэтому, когда в 1899 году, незадолго до канонизации святителя, Введенский попытался обратить внимание на противоречивость дат, зафиксированных в разных архивных источниках (московских и местных), его никто не услышал. Кстати, в «Древней российской вифлиофике» приводится документ, в котором датой поставления Питирима на Тамбовскую кафедру называется 1685 год, что и подвигло С.Н. Введенского к его изысканиям.
По-видимому, именно к этому времени, к концу XIX века, произошел расцвет почитания святителя Питирима в народной среде. И, видимо, тогда начинает зреть мысль о его прославлении в лике святых.
Апсиды Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тамбове (1694-1799).
Фото 2007 г.