Тамбовский вал и «Липовский лес»
Когда на прошлой неделе ездили в село Пушкари (см. здесь и здесь), заезжали на Тамбовский вал. Сегодня его почему-то называют Татарским. Как будто он построен татарами! Однако если что-то и было там ими сделано, то только «татарские перелазы», прокопанные для того, чтобы на лошадях можно было преодолеть это мощное укрепление.

Тамбовский вал относят то к Белгородской, то к Симбирской засечным чертам, хотя он был обособленным оборонительным сооружением, перекрывшим восточные ответвления Ногайской дороги. Около сел Пушкари и Стрельцы он хорошо сохранился. С 30 августа 1960 года по Постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 он внесен в реестр федеральных памятников археологии и называется «Тамбовская сторожевая черта 1648 г.».
Сегодня общественность Тамбова и Пушкарей сажала деревья на берегах Большой Липовицы западнее Тамбовского вала (см. здесь и здесь). Вряд ли участники экологической акции знали, что они восстанавливают росший когда-то здесь исторический «Липовский лес», упоминаемый в дореволюционных источниках, но исчезнувший из жизни и из человеческой памяти.
Председатель Тамбовской ученой архивной комиссии А.Н. Норцов писал в 1900 году в статье «Тамбовская и козловская сторожевая черта»: «В 1647 г. царь Алексей Михайлович велел князю Ромодановскому устроить под Тамбовом вал между Липовским и Челнавским лесами. Вал этот был начат от р. Цны при с. Козьминой Гати против того самого места, где в р. Цну впадает с правой стороны р. Тамбов, шел по течению р. Липовицы, верстах в трех или четырех, вверх на северо-запад мимо верховьев Липовицы и Студенца до р. Челновой, был укреплен надолбами, частиком, а на некоторых местах и сторожевыми башнями».
В источниках говорится, что и ранее «из Шацка сторожи стояли под Липовецким лесом, близ города Тамбова и наблюдали верхнее течение Цны, верховья Польного Воронежа в нынешнем Козловском уезде, речки Челновой – Тамбовского и Козловского уездов, и Матыру – Козловского и Липецкого уездов».
Тамбовский вал шел на протяжении всего Липовского (или Липовецкого) леса с юга на север. Деревья из леса использовали для сооружения укреплений: засек, надолбов, частоколов, острогов, сторожевых башен.


