marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

О "Меланхолии" (продолжение)

Сегодня состояние меланхолии понимается как грустное, унылое настроение, хандра (в медицине определяется термином «депрессия»). Еще в древности, у греков, меланхолия считалась болезнью, причину которой видели в избытке у человека желчи.

В период Возрождения считали, что состояние меланхолии присуще творческим людям. Так, например, немецкий художник А. Дюрер в своем произведении  «Меланхолия» (1514), характеризуя это настроение (или темперамент), изобразил геометрические атрибуты зодчества. Поэтому не случайно, математики считали Меланхолию представительницей геометрии в мире прекрасного.

А. Дюрер. Меланхолия. 1514
А. Дюрер. Меланхолия. 1514

Чтобы попытаться понять, что хотел сказать Дюрер своей работой, надо, наверное, обратиться к течению неоплатонизма, получившему распространение в Европе в период Возрождения. Как уже я писала ранее, видимо, именно Платону пришла мысль отождествить природные стихии (землю, воду, воздух, огонь)  с правильными многогранниками (тетраэдром, октаэдром, икосаэдром, гексаэдром).

Правильные многогранники с древности восхищали человека своей симметрией, простотой и мудростью форм.

Платоновы тела


На гравюре «Меланхолия» Дюрер изобразил крылатое существо (олицетворение этого состояния), рядом – маленького ангелочка, находящегося также в глубокой задумчивости.  А вокруг них – массу загадочных предметов, которые, так или иначе, связаны со строительным делом: угол здания с прислоненной к нему лестницей, рубанок, молоток, гвозди, линейка и т.д. Следовательно, на гравюре Дюрера перед нами предстает образ некоего архитектурного творчества при помощи математики.

2. А. Дюрер. Меланхолия. 1514
А. Дюрер. Меланхолия. 1514

Любопытно, что над головой крылатого существа, на стене, изображен магический квадрат (составлен из натуральных чисел ряда, сумма которых по любой строке, столбцу или диагонали одна и та же). Из 880 магических квадратов размером 4х4 Дюрер выбрал тот, у которого средние числа в последней строке изображают 1514 – год создания гравюры. Таким образом, архитектором данного строительства предстает сам Дюрер.  Какое же здание он пытается возвести?

Магический квадрат на гравюре А. Дюрера
Магический квадрат на гравюре А. Дюрера "Меланхолия". 1514

Поистине «краеугольным камнем» здесь является додекаэдр, поставленный у подножия лестницы, ведущей куда-то вверх. Он будто бы приготовлен для поднятия на высоту. Вспомним, что додекаэдр, по Платону, является символом эфира – главной стихии, объединяющей собой все остальные. Т.е. Дюрер замахнулся не больше и не меньше, чем на строительство самого мироздания.

Автопортрет А. Дюрера. 1500. Напоминает образ Христа
Автопортрет А. Дюрера. 1500. Напоминает образ Христа

Всю свою жизнь Дюрер находился в мучительных поисках пропорционального построения объемных форм на плоскости, в разработке метода линейной перспективы. Одним словом, всем своим творчеством Дюрер пытался изобразить прекрасный окружающий мир на плоскости – изобразить его таким, каким мы его видим, таким, каким он был задуман Творцом. Художник как бы поставил перед собой задачу повторить Божье творение, уподобив себя Богу.

Художник, изучающий законы перспективы

Гравюра «Меланхолия» и является, видимо, самооценкой творчества Дюрера. Какова же она? Явно пессимистическая. В предметном мире вокруг ангела царит хаос. Кажется, что громадную глыбу додекаэдра невозможно поднять по лестнице на небо…

Весь этот загроможденный, хаотичный мир вещей противопоставлен чистому пространству неба на заднем плане. Там, где сияет солнце, помещен картуш с написанным на нем словом: «Меланхолия». Эта надпись как флаг, как некая идея парит в вышине. А здесь, на земле, показаны плоды ее воплощения – хаос. (Вспомним идеализм Платона: есть совершенный мир идей и несовершенный мир вещей.)

А. Дюрер. Меланхолия. 1514. Фрагмент
А. Дюрер. Меланхолия. 1514. Фрагмент

«Меланхолия» Дюрера является апофеозом линейной перспективы. На гравюре решена сложнейшая геометрическая задача – построение перспективы додекаэдра. Точка схода находится как раз на картуше со словом «меланхолия», как бы фиксируя идеальный смысл замысла.

Все на гравюре изображено по правилам линейной перспективы, кроме одного предмета – сияющего своей белизной шара, на который и взирает крылатое существо, олицетворяющее  Меланхолию – творчество Дюрера.

А. Дюрер. Меланхолия. 1514. Фрагмент
А. Дюрер. Меланхолия. 1514. Фрагмент

Шар – самый совершенный геометрический предмет. В системе линейной перспективы он должен был бы превратиться в эллипсоид. Но Дюрер изображает его шаром, без искажений. Шар здесь, видимо, и является образом той Божественной гармонии, которая никогда не поддается ни рациональному осмыслению, ни повторению...

Таким образом, в своей работе «Меланхолия» Дюрер воплотил гордое стремление человека проникнуть в тайны Вселенной, а также мучительные сомнения и разочарования, которые неизбежно встают на пути всякого творческого гения…

Tags: Дюрер, Меланхолия
Subscribe

  • Тамбовское патинирование

    В последнее время приходится часто ходить по улице Коммунальной мимо памятника тамбовской казначейше. Обратила внимание, что нижняя часть скульптуры…

  • 130 лет со дня рождения скульптора Матвея Манизера

    Поддержу флешмоб Оли Манизер, с которой мы учились в одной группе в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Считаю памятник Зое…

  • День да ночь – сутки прочь

    Время летит – не поймаешь. Не успеет солнце осветить на стене в прихожей медальон «День», на котором богиня утренней зари Аврора разбрасывает цветы,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments