marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

О "Меланхолии"...

Один из видов с Державинского моста в Тамбове я назвала «Меланхолией», потому что смысл и композиция этой фотографии напомнили мне одноименный фильм режиссера Триера, который поняла очень просто: человеческий мир погубит состояние меланхолии, уныния.


Но моя любимая "френдесса" увидела в этом снимке еще и намек на одноименную гравюру Дюрера, которая какое-то время занимала мой ум и воображение. Думаю, об этом стоит написать (хотя бы для того, чтобы самой не забыть). Рассказ мой начнется издалека – от Платона,  его Академии и правильных многогранников (так называемых платоновых тел), поскольку одним из главных предметов "Меланхолии" Дюрера является "правильное тело" – додекаэдр.


А. Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди. 1514
А. Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди. 1514

Как известно, Платон считал, что существует два мира: материальный несовершенный мир вещей и совершенный мир идей (материальный мир он представлял одной из несовершенных воплощений мира идей, считая, что постичь реальный мир можно лишь с помощью математики).  Платон утверждал: «Знание, к которому стремятся геометры, есть знание вечного, а не того, что тленно и преходяще». По преданию, на вратах Академии Платона было начертано: «Негеометр да не войдет!» Одному из начинающих философов, не знавшему математики, Платон, как пишут,  категорично заявил: «Уйди прочь! У тебя нет орудия для изучения философии!»

Поскольку геометрию Платон считал ключом к познанию природы, то нет ничего удивительного в том, что он отождествлял физические элементы (атомы четырех стихий) с геометрическими телами – правильными многогранниками.


Существует лишь пять правильных многогранников: тетраэдр (четырехгранник), октаэдр (восьмигранник), икосаэдр (двадцатигранник), гексаэдр (шестигранник, куб), додекаэдр (двенадцатигранник).

Форму правильных тел человеку, как видно, подсказала сама природа: кристаллы поваренной соли имеют форму куба,  квасцов – октаэдра, пирита – додекаэдра.

Ко времени Платона в философии уже сформировалась теория четырех элементов (стихий) – «первооснов мира»: огня, воздуха, воды, земли. Платон представлял, что атомы земли имеют форму гексаэдра (куба), поскольку и земля, и куб в глазах античных философов, по-видимому,  обладали устойчивостью и неподвижностью. Атомы воды, по Платону, были облечены в форму икосаэдра, потому, наверное, что вода обладает текучестью, а икосаэдр наиболее «катящийся» из всех тел. Атом воздуха – октаэдр; огонь – тетраэдр. А что же с пятым правильным многогранником, додекаэдром, приближенным по форме к шару – самому совершенному телу? Для него Платон ввел пятый элемент, «пятую сущность» – мировой эфир. Следует отметить, что принцип сведения сложных явлений природы к простым неразложимым компонентам, «кирпичикам мироздания», до сих пор остается содержанием современного естествознания.
Учение о четырех стихиях перешли из античности в европейское средневековье и народная фантазия населила каждую из них одушевленными существами: духами земли – гномами или кобольдами; духами воды – русалками  или ундинами; духами воздуха – сильфами или эльфами; духами огня – саламадрами. Средневековыми легендами навеяны многие сказки, баллады, поэтические произведения разных авторов. Среди них: «Дюймовочка» и «Русалочка» Андерсена, «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Лесной царь» Гёте, «Ундина» Жуковского...

Э. Дюлак. Русалочка
Ю. Дюлак. Русалочка


Продолжение следует.
Tags: Дюлак Ю., Дюрер, Меланхолия, Триер, платоновы тела
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments