marina_klimkova

Categories:

Статья в сборнике "Феофановские чтения"

12 октября 2019 года принимала участие в Феофановских чтениях, которые проходили в Вышенском монастыре.  Материалы опубликованы. Оставлю здесь свою статью. Может быть, кому-нибудь пригодится. 

Климкова М.А. Из истории Архиерейского дома в Тамбове — места службы святителя Феофана Затворника// Феофановские чтения. Сборник научных трудов. Рязань, 2020. Вып. ХIII. С. 149-153

С. 149

М. А. Климкова, главный редактор издательского проекта «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках»

Из истории Архиерейского дома в Тамбове – места службы святителя Феофана Затворника

Из истории Архиерейского дома в Тамбове – места службы святителя Феофана Затворника 11 февраля 1862 г., во время освящения обновленной церкви в честь святого пророка Иоанна Предтечи Архиерейского дома в Тамбове (бывшего Казанского мужского монастыря), святитель Феофан Затворник сказал следующие слова: «Благодарение Господу, благоволившему совершиться обновлению храма сего! – Приемлем сие благо от руки Его, как особенную милость и как знак особенного Его о нас попечения. Слава Тебе, Господи! – Приношу благодарность и всем благотворителям обители нашей, что, Господу, подвигшу сердца ваши, вы вняли охотно Его внушению и не отказались помочь нам» (1) . 

Святитель Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий, жил в Тамбове в 1859–1863 гг. При нем завершалось сложение ансамбля и реконструкция зданий Архиерейского дома, состоявшего тогда из архиерейских палат с Крестовой церковью, двух церквей (соборной в честь Казанской иконы Божией Матери и небольшой святого Иоанна Предтечи), братского корпуса, консистории, певческого флигеля, дома с квартирами для певчих, трапезной, здания, где были комнаты эконома и кузница, квасоварни с ледником, кладовых, бань и стен с восемью башнями (2) . 

В ансамбле Архиерейского дома преобладали формы классицизма с отголосками стиля барокко, что выражалось в симметрии планировочного решения, использовании ордерной системы, внимании к силуэту и пластике зданий, тщательном отборе декоративных элементов, в двухцветной окраске фасадов зданий и др. 

Виды Архиерейского дома, такого, каким его застал святитель Феофан Затворник, сохранились на дореволюционных открытках начала ХХ в. – уникальном памятнике ушедшей эпохи 3 . Видовые почтовые карточки дают наглядное представление о русском городе той эпохи и обо всех его православных святынях, где бывал и служил святитель. 

В истории Тамбовской епархии было два Архиерейских дома. Один из них возвели в первой половине 1690-х гг. при святителе Питириме Тамбовском близ Спасо-Преображенского кафедрального собора. Он стал первым каменным строением полностью деревянно-

1 См.: Слова к тамбовской пастве преосвященного Феофана. М., 1867. С. 135–136. 

2 См. геометрический план 1852 г., выполненный протоиереем С. Березнеговским : РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 566. Л. 3. 

3 См.: Видовые открытки дореволюционного Тамбова в полном объеме изданы в первом томе серии книг «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках»: Климкова М. А. Тамбовская губерния на дореволюционных открытках. Т. 1 : Тамбов и окрестности. Тамбов, 2017.

С. 150

го тогда Тамбова. После 1701 г., когда Тамбовскую кафедру упразднили, ее монастыри и церковные приходы присоединили к Рязанской митрополии, а Архиерейский двор заняли светские службы (1) . 

Тамбовская епархия вновь открылась спустя 50 лет, в 1758 г. Вернуть Церкви Архиерейский двор не удалось, поэтому назначенный на вновь открывшуюся кафедру епископ Пахомий (Симанский) сделал своей резиденцией Казанский мужской монастырь, который и стал вторым Архиерейским домом, а в будущем – резиденцией святителя Феофана Затворника. 

Казанский монастырь был основан в 1667 г. Его построили с внешней стороны южных стен острога Тамбовской крепости, в Стрелецкой слободе на высоком берегу реки Цны. Обитель получила во владение землю для пашни и сенных покосов, две водяные мельницы, усадьбу на берегу реки Студенца. 

К приезду в Тамбов епископа Пахомия (Симанского) монастырь обветшал. Владыка приказал разобрать старые здания и ограду и строить новые, тоже деревянные. В обители возвели новый Предтеченский храм с приделом в честь святого Иоанна Воина, надвратную колокольню, архиерейские покои с домовой церковью во имя преподобного Пахомия Великого, здание консистории. Во дворе посадили яблоневый сад, а за его пределами, рядом с монастырским комплексом, появился конюшенный двор с хозяйственными службами (2) . За шесть лет удалось создать представительный архитектурный ансамбль. В 1764 г. писатель А. Т. Болотов писал: «Город Тамбов, в который мы на другой день приехали, показался нам нарочито изрядным степным городом, хотя имел одну только тогда длинную улицу, но церквей в нем несколько, а лучшее здание составлял дом архиерейский, построенный на самом береге реки Цны, и довольно великолепно и замысловато. Был он со всеми своими церквами, оградою и башнями, хотя деревянный, но мы обманулись и сочли его сперва каменным: так хорошо он был сделан и раскрашен» (3) . 

В результате секуляризационной реформы 1764 г. Екатерины II Тамбовский Казанский монастырь не вошел в число штатных, был упразднен, а последний его игумен Варсонофий переведен в Козловский Троицкий монастырь. В книге П. М. Строева сообщается: «Казанский (Богородичный), в Тамбове, основан в XVII в. Упразднен после 1754 г.» (4). Однако статус Архиерейского дома (церковноадминистративного учреждения) спас обитель от полного исчезновения и забвения.

1 Подробнее см. в кн.: Климкова М. А. Соборная площадь города Тамбова. 2-е изд., доп. Тамбов, 2016.  

2 См.: Опись Казанского монастыря, составленная перед упразднением монастыря в 1764 г. Опись Казанского монастыря / Снята П. И. Пискаревым в Московском архиве Министерства юстиции // ИТУАК. Избранное. Тамбов, 2009. Т. 2. С. 203–204. 

3 Цитата по кн.: Климкова М. А. Соборная площадь города Тамбова. 2-е изд., доп. С. 83. 

4 См.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. С. 898.

С. 151

В документах Тамбовской духовной консистории конца XVIII – начала XX в., хранящихся в Государственном архиве Тамбовской области, Казанский монастырь не упоминается, а проходит как «Архиерейский дом» или «дом Его Преосвященства» (1) . В названии учреждения строго следовали юридической точности, потому что на его содержание получали государственные средства. К примеру, в 1797 году казенное финансирование шло на следующие статьи расхода: «Архиерею на провизию – 800 [рублей]; на жалованье монашествующим при Архиерейском доме – 157; соборянам и певчим – 156; служителям 44-м человекам – 308» (2) . 

В светских документах Архиерейский дом по традиции именовался монастырем. О нем писали: «…дом Архиерейский, состоящий в монастыре Казанской Богоматери», или «Тамбовский Казанский мужской монастырь, состоящий при Архиерейском доме». На планах города Тамбова второй половины XVIII – начала XX в. территория Архиерейского дома значится чаще всего как монастырь. На дореволюционных открытках это место тоже подписано: «Казанский монастырь», поэтому и сегодня в краеведческих изданиях говорится о существовании монастырской обители во второй половине XVIII – начале XX в. Однако это не соответствует действительности. 

В Справочной книжке по Тамбовской епархии 1876 г. при описании Архиерейского дома возникшее до революции разночтение объясняется так: «Архиерейский Дом, – он же и так называемый Казанский монастырь» (3) . «Так называемый» – выдающий себя, называющий себя, но не являющийся таковым. 

Из Архиерейского дома шли указы в духовные правления, храмы и монастыри. Здесь проходил церковный суд, располагалась церковная тюрьма. Из-за того что в XVIII в. строительство каменного кафедрального Спасо-Преображенского собора затянулось на столетие, именно в Архиерейском доме проводились все основные городские богослужения. Здесь раздавались архиерейские звоны, раньше которых нельзя было звонить в колокола в городских храмах. На колокольне имелись часы с боем. По ним жили не только монашествующие и служащие Архиерейского дома, но и все жители Тамбова. 

Часы имели интересную историю, открытую из документов Саровской пустыни – материалов иеромонаха Иакова (Невельского), которые хранятся в фондах Центрального государственного архива республики Мордовия. Оказалось, что в 1730 г. эти часы были заказаны основателем и первым строителем пустыни иеросхимонахом Иоанном (Поповым) для Сарова и одно время висели там на колокольне. В 1785 г. в Саровскую пустынь привезли из Тулы новые часы, а старые в 1791 г. отдали епископу Феофилу (Раеву) в тамбовский Архиерейский дом. Владыка писал в Саров: «За часы, ежели ваше общебратственное усердие будет вольно отпустить их в дом для пользы 

1 ГАТО. Ф. 181. Тамбовская духовная консистория. 

2 ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 37. Л. 166. 3 Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год. Тамбов, 1876. С. 10.

С. 151

общей города, преусердно всех благодарю, но пенязей мнимых Вами за них от града получить никак не чаю, я своим опытом уверен, что они музыку слушать охотны, но платить за нее не благоволят» (1) . 

Епископ Феофил уделял большое внимание Саровской пустыни, входившей в состав Тамбовской епархии. Он оказал влияние на ее планировку, хорошо знал состояние дел, вел еженедельную переписку с ее строителями, помогал в разрешении наиболее сложных проблем. По типу Успенского собора Саровской обители в 1791 г. в тамбовском Архиерейском доме был заложен каменный Казанский собор. 

Если сравнить планы Вышенской пустыни и тамбовского Архиерейского дома, можно заметить, что они практически идентичны. Из «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» (1861), изданном при непосредственном участии святителя Феофана Затворника, известно, что и «Пустынь Вышенская… почти вся отстроена вновь по плану епископа Феофила» (2) . 

Облик каменного Архиерейского дома стал окончательно складываться после пожара 2 июля 1794 г. (3), когда сгорели часть стены с башней и Предтеченская церковь. Пришлось начать новое строительство, различные перестройки и обновления, продолжавшиеся несколько десятков лет, но лишь при святителе Феофане Затворнике это место обрело тот вид, который ныне известен по дореволюционным открыткам. 

Незадолго до приезда в Тамбов святителя Феофана, 9 января 1858 г., его предшественник епископ Макарий (Булгаков), решивший поменять состав монашествующих лиц Архиерейского дома, перевел в него из Чернеева Никольского монастыря иеромонаха Аркадия (Честонова). Последний показал себя трудолюбивым, знающим, ответственным человеком, отличным хозяйственником, поэтому был назначен сначала ризничим, потом казначеем и, наконец, экономом Архиерейского дома. 

Возглавивший Тамбовскую кафедру святитель Феофан Затворник тоже высоко оценил качества иеромонаха Аркадия. После кончины игумена Вышенской пустыни Герасима, 30 марта 1862 г. владыка назначил о. Аркадия настоятелем этой обители (15 апреля того же года последний был возведен в сан игумена). Провожая отца настоятеля из Тамбова в Вышу, святитель Феофан произнес такие слова: «Поезжайте, а потом и я к вам приеду, заживем опять вместе» (4).

1 ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 991. Л. 53–53 об. 

2 Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / сост. Г. В. Хитров. Тамбов, 1861. С. 138. (Г. В. Хитров ошибочно называет Казанскую церковь Успенской и приписывает ее строительство времени еп. Феофила. Однако, заложенная в 1831 г., она также была построена по типу пятистолпного пятикупольного Успенского собора Саровской пустыни.) 

3 «Пополудни в 8-м часу в доме Тамбовском архиерейском от севера к западу вторая башня от злодеев подожжена и ограда оной стороны, погреба и церковь Предтечева до основания и колокола погорели. И кончился пожар в два часа пополудни» (цит. по кн.: Климкова М. А. Тамбовская губерния на дореволюционных открытках. Т. 1 : Тамбов и окрестности. С. 62). 

4 Архимандрит Аркадий, настоятель Вышенской пустыни // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 45. С. 1978.

С. 153

Следовательно, именно в Тамбове, в Архиерейском доме, у святителя Феофана возникла мысль удалиться в Вышенскую пустынь для молитвенных, писательских и иконописных трудов. Впоследствии эту идею он обдумывал, утверждался в своем решении, сравнивая Саров и Вышу, куда прибыл 3 августа 1866 г. В одном из писем от 12 ноября 1868 г. владыка сообщал: «В Саров мне не с руки. И саровцам неохота. Я не думаю, чтоб они и предложили мне. Не из чего тянуться. У них всегда есть ходатаи. А мне из чего? Переезд будет стоить рублей триста… или больше, а у меня и 30 – нет. И покоя там не будет, как в Выше. По духу же это – маленький Саров… <…>. В Саров не поеду. Вы бы им написали, что отказываюсь. А то заставите их придумывать, чем им отклонить такую напасть» (1). 

Важную роль в выборе Вышенской пустыни для уединения, видимо, сыграла личность настоятеля, о котором святитель Феофан Затворник писал 14 января 1891 г.: «Монашество!.. Все зависит от настоятелей. Пошлет Бог хорошего, все добре. Нет такого – все вверх дном. – У нас, например, рай растворенный. Такой глубокий мир!..» (2) . 

Таким образом, время, проведенное на Тамбовской кафедре, в Архиерейском доме, и встреча в тот период с разными людьми явились важными факторами в процессе внутреннего становления святителя Феофана, пришедшего к мысли о затворнической жизни. В свою очередь, и владыка сыграл большую роль в истории Тамбовской епархии: в ее духовном развитии, строительной деятельности и иконописи, издательской деятельности. В описании «Архиерейского дома и при нем Казанского монастыря» 1911 г. говорится: «Братии в монастыре состоит: 11 иеромонахов, из них один в должности эконома Архиерейского дома, другой – казначея и третий духовника монастыря, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников» (3) . 

Архиерейский дом был закрыт в 1918 г., в его зданиях разместилась ЧК-ОГПУ. В 1924 г. строения пытались спасти, придав им статус памятников архитектуры, однако сделать этого тогда не удалось, поэтому в 1930-х гг. архитектурный ансамбль лишился колокольни, которая была взорвана. Тогда же разобрали каменные стены с башнями. Лишь в 1960 г. Совет министров РСФСР издал постановление о принятии на охрану в качестве памятника «Церковь Казанского монастыря, XVIII в.». 

22 декабря 1992 г. Казанский мужской монастырь, упраздненный Екатериной II, был возрожден к монашеской жизни.

1 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : собр. писем. Вып. 1–8. Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. Вып. 7. С. 33. Письмо № 1069. От 12 ноября 1868 г. 

2 Там же. С. 230. Письмо № 1198. От 11 января 1891 г. 

3 Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / сост. А. Е. Андриевский. Тамбов, 1911. Ч. 1. С. 799–800.

Источник.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded