Здания кинотеатра «Модерн» и концертного зала (архитектор В.Г. Самородов) в Тамбове до недавнего времени сохранялись как уникальные образы единства архитектуры и скульптуры. Они представляли собой две постройки, выделявшиеся в городском пространстве своими художественными качествами. Их следует даже назвать классическими, потому что по ним можно изучать историю архитектуры русского провинциального города конца XIX – XX веков («классические» – не в смысле принадлежности к стилю классицизму, а в смысле «классные», «образцовые» – каждый для своего времени).
Здания кинотеатра "Модерн" и концертного зала в Тамбове
Безусловно, оба здания интересны, прежде всего, своими фасадами, украшенными и акцентированными скульптурой. Их также объединяет, к сожалению, и то, что в одно время над ними нависла угроза утраты. Однако, если здание кинотеатра «Модерн», скорее всего, усилиями общественности будет спасено, то утрату постройки архитектора Самородова осознают позднее. Оба строения являются объектами культурного наследия, поэтому странно слышать слова, которые звучат в СМИ: «Дан старт грандиозной реконструкции самого крупного концертного зала области. Согласно проекту по окончании работ здание полностью поменяет свой облик» (http://www.vestitambov.ru/?new_id=21824) И это говорится об охраняемом памятнике!
А не лучше было бы не делать пристройку к фасаду концертного зала и ограничиться устройством здесь не трех залов, а двух? Ведь третьим залом мог стать театр «Модерн», на который могла пойти часть средств. Любопытно, что фасад здания концертного зала был реконструирован всего пару лет назад, на что пошли немалые деньги. Как бы выражение «вкатывать деньги в асфальт» в Тамбове не перефразировалось в новое словосочетание: «Вкатывать деньги в фасад»…
Т.Г. Вельцен. Классическая музыка. Скульптура на фасаде концертного зала
Считаю, что рекламируемый новый проект концертного зала с элементами «псевдосталинского стиля» менее интересен, чем ныне существующий. Архитектор Самородов, который всю жизнь проектировал здания в духе так называемого «сталинского классицизма», при строительстве концертного зала перешел совсем к другой стилистике – стилистике нового времени, приходящей на смену прежней. Каждый художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, знает, как тяжело ломать свою сложившуюся манеру (продуманную, выстроенную, выстраданную) и искать новую. Самородов смог это сделать. А теперь его творение хотят вернуть назад, в прошлое, да, к тому же, лишив, таким образом, авторства…
Разве этот пример не доказывает, что сохранение наследия требует комплексного подхода? "Точечно", я убеждена, эту задачу решать не правильно.
В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото 1970-х гг.
В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове после последней "реставрации". Фото 16 ноября 2012 г.
А так будет выглядеть здание после грядущей "реставрации"...