marina_klimkova

Categories:

Сценарий "цифровых революций". Часть 2

Начало статьи «Цифровая» революция в Гонконге: роль онлайн инструментов в массовых протестах 2019 года» см. здесь

РАБОТА С ИНОСТРАННЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

РОЛЬ TWITTER И FACEBOOK

Протестующие в Гонконге стараются активно взаимодействовать с общественным мнением в западных странах. Цели такой политики очевидны: чем лучше к ним будет относиться общественность в США и Европе, тем больше давления она начнет оказывать на власти своих стран с требованием поддержать гонконгцев.

Оппозиционеры стараются дублировать публикации на нескольких языках: китайском и английском. Картинки, постеры и демотиваторы чаще представлены именно на английском для оперативного распространения. У большей части видео можно встретить английские субтитры. Ключевыми хэштегами оппозиции, используемыми для распространения материалов, являются #StandWithHK, #FreeHongKong и #SaveHongKong. Примеры пропагандистских работ, обращенных к иностранной аудитории, нередко включают в себя знаковые культурные отсылки для западного обозревателя вроде цитат известных политиков и общественных деятелей.

РОЛЬ REDDIT

Еще одной площадкой для распространения оппозиционного контента является онлайн-​форум Reddit. Он не пользуется особой популярностью в Гонконге: крупнейший городской сабреддит имеет менее 200 тыс. подписчиков.41 Но посты оттуда периодически перепечатываются более массовыми сабреддитами (американскими и британскими) вроде r/worldnews (22 млн подписчиков), r/news (19 млн) или r/politics (5 млн). Примером успешного размещения можно назвать публикацию фотографии протестующей женщины, стоящей напротив полиции.42 Она вызывает ассоциации как с фотографиями времен антивоенных протестов в Вашингтоне в 1960-е годы, так и с кадрами с площади Тяньаньмэнь в Пекине.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-​ПЕТИЦИЙ

Другая масштабная международная кампания заключалась в сборе подписей под онлайн-​петицией к правительству Великобритании с просьбой заключить торговый договор с Гонконгом и включить в него пункт о защите прав человека. Под этой петицией подписались больше 45 тыс. человек, на ее поддержку на GoFundMe собрали около 300 тыс. фунтов.46 Примерно 20 тыс. человек попросили ввести персональные санкции в отношении руководителей Гонконга за нарушения прав человека при разгоне митингов. Кроме того, гонконгские оппозиционеры занялись размещением постеров о протестах на правах рекламы в крупных мировых печатных изданиях: New York Times, Guardian, S ddeutsche Zeitung, The Globe and Mail, а также в южнокорейских газетах Asahi Shimbun и Chosun Ilbo. В общей сумме через интернет они собрали и потратили на эти цели около 700 тыс. долларов США.

Еще одна петиция была опубликована на сайте американского Белого дома: она просит администрацию Трампа встать на защиту независимости Гонконга.49 Ее поддержали 113 тыс. человек от необходимого числа в 100 тыс., которое обязательно для начала процедуры рассмотрения онлайн-​прошения. Но самой популярной стала петиция на GoFundMe с призывом осудить агрессию гонконгской полиции: она собрала почти 150 тыс. подписей.

ПОДДЕРЖКА ЗА РУБЕЖОМ

Работе оппозиционеров посильно помогает диаспора гонконгцев за рубежом. Они создают группы поддержки (чаще всего на Facebook) и собирают пикеты по несколько десятков или сотен человек в разных городах мира.51 Нередко на эти мероприятия приходят контрдемонстранты из рядов китайских патриотов и националистов, которые отслеживают информацию о проведении пикетов оппозиции в соцсетях

ПРИМЕР УСПЕШНОЙ АКЦИИ

Каждой революции нужен свой жертвенный образ, пример для подражания и способ мотивации. Такой символ появился и у оппозиции Гонконга: им стала девушка-​врач, лишившаяся правого глаза от прилетевшей пули. Протестующие уверены в том, что выстрел был произведен одним из полицейских, хотя власти города это отрицают.60 Образ пострадавшей девушки в самых разных ракурсах использовался на постерах и лифлетах. Оппозиционеры запустили свой флешмоб, в ходе которого они прикрывали рукой правый глаз. Более продвинутые применяли своеобразный косплей: например, забинтовывая свой правый глаз. Этот флешмоб получил название Eye4HK или «Глаз за Гонконг». К нему присоединились некоторые иностранные политики, журналисты и деятели искусства.

БЛОКИРОВАНИЕ ПРОПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ АККАУНТОВ

Сотрудники Twitter выявили примерно 200 тыс. аккаунтов, которые в том или ином ключе могли высказывать точку зрения официального Пекина на события в Гонконге. Из них 936 были удалены в связи с тем, что они «специально пытались посеять политическую вражду в Гонконге». Twitter также принял решение отключить возможность рекламного продвижения для аккаунтов официальных китайских СМИ. Вслед за Twitter похожую работу провел и Facebook, удаливший 7 страниц, 3 группы и 5 аккаунтов пользователей прокитайской направленности. Их общая аудитория в Facebook была небольшой, около 16 тыс. человек. В свою очередь, Google заблокировал 210 YouTube-​каналов, которые, по словам представителей компании, распространяли ложную информацию о ситуации в Гонконге.

КОНТРПОВЕСТКА ВЫСТУПЛЕНИЯМ ОППОЗИЦИИ

РОЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ

Большинство гонконгских медиа относится к протестам либо подчеркнуто нейтрально (как, например, городской новостной форум Mingpao), либо позитивно (как ведущее либеральное издание Гонконга South China Morning Post). В этих условиях главными критиками действий оппозиции становятся СМИ материкового Китая.

В аккаунтах соцсетей китайские СМИ довольно подробно освещают события в Гонконге. Они занимаются продвижением информационной повестки, включающей в себя несколько тезисов:

• «Протесты в Гонконге носят беспрецедентно грубый и агрессивный характер, демонстранты презрительно относятся к закону и благополучию собственного города».

• «Оппозиция Гонконга поддерживает связь с иностранными спецслужбами (Великобритании и США) и действует в основном в их интересах». 

• «Обычные жители Гонконга и многие политики мечтают об окончании протестов, требуя наказания для их зачинщиков, а также ужесточения законов о митингах». 

• «Полиция обходится чересчур мягко и толерантно с демонстрантами по сравнению с тем, что делают их коллеги в западных странах (например, во Франции)».

• «Городские службы Гонконга скомпрометированы: в их рядах имеются саботажники, помогающие протестующим скрываться от правосудия».

• «Необходим бойкот компаний и публичных персон, высказавшихся в поддержку независимости Гонконга».

В целом уровень коммуникации китайских журналистов с пользователями зарубежных соцсетей остается на среднем уровне. В контексте Гонконга наибольшим успехом пользуются видеозаписи стычек протестующих с полицией, которые подаются в ключе критики агрессивных действий оппозиции. Однако такие видео набирают в среднем 200-400 ретвитов, что несравнимо со многими тысячами ретвитов у постов оппозиционеров. Даже постоянное использование рекламного продвижения (или рэп-​композиций)67 не сильно способствует популяризации такого контента.68 Одной из возможных ошибок в редакционной политике китайских СМИ является то, что они пытаются одновременно решить сразу две стоящие перед ними задачи. Первая – показать западному обществу свою точку зрения и доказать, что именно она ближе всего к реальности. Вторая – взаимодействовать с широкой группой китайской диаспоры, проживающей за границей. Первая задача становится непосильной для официальных медиа КНР. Если их сограждане готовы доверять тому контенту, что транслируется государственными медиа, то ожидать того же от иностранцев сложно. Китайские журналисты работают с внешней аудиторией так же, как они привыкли поступать внутри страны. С другой стороны, на китайскую диаспору такой подход может оказывать более эффективное влияние. За пределами страны на текущий момент проживают порядка 50 млн китайцев, и многие из них остаются лояльными партийной линии КПК.

РОЛЬ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Более эффективным инструментом официального Пекина является использование лидеров общественного мнения в борьбе с информационной повесткой оппозиции.69 Ряд китайских звезд, актеров и музыкантов и известных предпринимателей выступили в поддержку единства Китая и Гонконга. Их публикации возымели успех: посты активно распространялись в соцсетях.

РОЛЬ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ ЗА РУБЕЖОМ

Активность со стороны прокитайских аккаунтов, ведущихся от лица обычных пользователей соцсетей, остается на среднем уровне. Обычно авторами публикаций оказываются представители китайской диаспоры, проживающие в других странах, где имеется доступ в иностранные соцсети. Работа представителей диаспоры имеет неоднозначный эффект. Чрезмерная агрессия – как в ров и музыкантов и известных предпринимателей выступили в поддержку единства Китая и Гонконга. Их публикации возымели успех: посты активно распространялись в соцсетях. реальном мире, так и в виртуальном – отталкивает от них потенциальных сторонников. В соцсетях выходцы из Китая отправляют сотни оскорбительных сообщений и угроз лидерам оппозиции.70 Аналогичная критика направлена на гонконгских студентов за рубежом, которые выражают поддержку протестующим у себя на родине.

ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ГОНКОНГА

Пожалуй, одной из самых успешных стратегий для прокитайских сил стало рекрутирование представителей общественности, пользующихся уважением среди жителей города. Эти лидеры мнений выступали за мирное разрешение ситуации и отказ от каждодневной протестной активности. Одним из них стал Ли Кашин из списка Forbes, богатейший бизнесмен Гонконга. Он на свои деньги выкупил в газетах на правах рекламы несколько полос для того, чтобы призвать демонстрантов отказаться от насилия.77 В свою очередь, деятели искусства и местные политики постарались организовать митинг в поддержку офицеров полиции, задействованных в поддержании порядка. Митинг оказался гораздо менее успешным, чем оппозиционные демонстрации: он собрал около 50-100 тыс. человек. Однако с точки зрения информационной повестки его главным итогом стали кадры стычек участников акции с их оппонентами. Видеозаписи столкновений затем тиражировались в китайских соцсетях как еще один пример «агрессивности» оппозиционеров Гонконга.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

• За три месяца активных протестных действий в Гонконге преимущество оппозиционеров в пропагандистской работе представляется очевидным. Им удалось развернуть широкую информационную активность внутри города и успешно апеллировать к мнению международной общественности, которая в целом встала на их сторону.

• Лидеры демонстрантов новаторски подошли к задаче координации протестных действий: здесь применяются и популярные мессенджеры (в первую очередь Telegram), и сервисы рассылки файлов (Apple AirDrop), и сервисные приложения вроде Uber и Tinder, и анонимные городские форумы (LIHKG).

• Для участников протестов основополагающим является сохранение своей анонимности, а также возможность быстро и оперативно донести собственную точку зрения до симпатизирующих им членов общества. Именно активное использование всевозможных анонимных инструментов (от мессенджеров с шифрованием до конфиденциальных криптовалют вроде Monero и Zcash) отличает нынешний период протестов в Гонконге от «Революции зонтиков» 2014 года.

• Тестируя различные тактики проведения акций, оппозиционеры пришли к своеобразной геймификации протеста, превращению его в подобие видеоигры, где они пользуются оперативно обновляемыми картами протестных действий и применяют методы, почерпнутые из виртуального мира.

• Эффективность действий китайских властей находится на среднем уровне и растет после неудачного старта, когда Пекин оказался не готов к масштабной пропагандистской войне. Пока информационная кампания официальных СМИ КНР не оказала существенного влияния на мировую информационную повестку. Тактика использования бот-​аккаунтов в зарубежных соцсетях вызвала скорее отторжение у общественности других стран.

• Власти Китая смогли удержать контроль за патриотическим дискурсом внутри страны, а также организовать работу с китайской диаспорой за рубежом. В продвижении государственной позиции участвует массовая аудитория китайских соцсетей: общественность материкового Китая находится на стороне своей власти. Внутри самого Гонконга в условиях недоверия к сторонникам официального Пекина особого успеха им достичь не удалось.

Источник

Авторство: Копия чужих материалов 

Использованные источники: Центр изучения новых коммуникаций   «Цифровая» революция в Гонконге. Роль онлайн-​инструментов в массовых протестах 2019 г.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded