Гордон и Барановская – на страже наследия Тамбова
Журналисты и телеведущие «Первого канала» Александр Гордон и Юлия Барановская вместе с Тамбовским областным отделением ВООПИК заявили на госохрану два комплекса домов в центре Тамбова по адресам: ул. Максима Горького, 49 и Ленинградская, 10. Они просят включить эти постройки в Единый госреестр объектов культурного наследия России.
Эти исторические здания, точнее, их жители стали недавними «героями» ток-шоу «Мужское/Женское» на «Первом канале», которое ведут Александр Гордон и Юлия Барановская. Условия проживания в домах, никогда не ремонтировавшихся, невыносимы и опасны, но людей не переселяют. Съемочная группа «Первого канала» побывала на месте и решила разобраться не только в том, почему людям не дают давно ожидаемые новые квартиры, но и в том, почему же исторические здания начала XX века, с примечательной биографией, в самом центре города – доведены до аварийного состояния. На корреспондентов программы удручающее впечатление произвело состояние центральных улиц Тамбова: руинированная историческая застройка, которую превращают в строй высотных жилых кварталов. Медленно, но верно центр Тамбова становится огромным спальным районом.
Тему исчезновения исторического города подняли в процессе записи программы «Мужское/Женское». В ней участвовала в качестве эксперта Евгения Твардовская, шеф-редактор нашего сайта. Об эфире мы сообщим дополнительно.
А сейчас – информируем, что Александр Гордон и Юлия Барановская решили поддержать градозащитников в их борьбе за исторический центр Тамбова. Так что две заявки на выявление домов, о которых шла речь в программе, уже в региональном Управлении по охране памятников. Ждем ответа.
Как выяснилось, эти дома уже были выявленными памятниками в официальных списках 1992 года. Но эти списки каким-то образом оказались утрачены в момент передачи полномочий и расформирований-формирований госоргана. А вот во вновь сформированном перечне памятников Тамбовской области недосчитались порядка 60 зданий по сравнению с прежним утраченным списком! В том числе «выпали» из него и дома по Ленинградской, 10 и Максима Горького, 49.
Старые электронные списки 2011 года есть в распоряжении историка и краеведа Марины Климковой, которая шесть лет работала в Центре по сохранению историко-культурного наследия Тамбовской области и помогала при составлении нынешней заявки. По ее мнению, если дома по улицам Горького и Ленинградской были сняты с охраны после принятия в 2002 г. закона 73-ФЗ, без Акта государственной историко-культурной экспертизы, то данные действия незаконны, т.к. при постановке на охрану в 1992 г. они проходили экспертизу Государственного института искусствознания (искусствовед Колесникова). В прокуратуре, куда обратились градозащитники, им ответили, что если будут найдены списки 1992 г., то будет и представление вернуть «выпавшие» адреса в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Ну а пока – данные из старой электронной базы.
Усадьба по ул. Ленинградской, 10 стояла в списке выявленных объектов культурного наследия 2011 г. под № 67: «Усадьба городская. 1.Главный дом. 2.Флигель. Согласование Минкультуры №14-22-уе от 09.03.1992 г.». И кстати, с жителями в 2014 году заключали охранные обязательства.
«Комплекс построек Асеева» по ул. Максима Горького, 49 стоял в списке Пояснительной записки проекта зон охраны, рекомендованных к постановке на госохрану в 1991 г. (согласовано с Минкультом РФ). И хотя сейчас это не выявленный объект культурного наследия, территория комплекса на генплане г. Тамбова 2017 г. является охранной зоной, утвержденной 13 марта 1991 г.., другими словами, это явный «след» того, что официальный статус у здания был – иначе откуда вокруг него охранная зона?
Говорят, что этот дом подпадал под пятно застройки нового ЖК «Ветер перемен» и потому мешал. Однако ЖК то ли не состоялся, то ли состоялся лишь частично и до комплекса Асеева не добрался. Но жертвой его стал знаменитый Дом Протасьевых, который считали домом лермонтовской тамбовской казначейши.
Как бы то ни было, сейчас есть шанс восстановить справедливость и вернуть домам утраченный охранный статус, сохранить часть тамбовской архитектурной истории – ее осталось так немного в городе. Призываем тамбовские власти воспользоваться такой возможностью! Очевидно, что после расселения эти дома, и без того находящиеся в аварийном состоянии, или будут снесены, или сгорят.
И - большая благодарность Александру и Юлии за неравнодушие и готовность к активным действиям в защиту исторической архитектуры Тамбова!
Досье (по материалам заявлений о постановке на госохрану):
«Комплекс построек Асеева»:
В историческом квартале № 45 в Тамбове ныне сохранились два комплекса коммерческой застройки начала XX в., выходящие на ул. М. Горького: усадьба Турчаниновой, имеющая статус объекта культурного наследия, и усадьба, выкупленная и застроенная фабрикантом М.В. Асеевым, не имеющая охранного статуса.
Комплекс, построенный на участке Асеева, – интересный пример высокоплотной жилой застройки коммерческого назначения провинциального города начала XX в. Разместившись по ширине всей усадьбы, он состоит из трех двухэтажных жилых корпусов и двух хозяйственных построек. В плане участок имеет симметричную застройку. По данным местных краеведов, это были дома для сдачи внаем богатым чиновникам. Дома были оборудованы в соответствии с актуальными тогда понятиями о комфорте: имели водопровод, ванные комнаты, электричество, канализацию.
Два Г-образных в плане, двухподъездных корпуса образуют в разрыве между ними въезд на дворовую территорию со стороны улицы. Прямоугольный в плане трехподъездный корпус помещен в глубине двора. Две хозяйственные постройки, размещенные напротив друг друга, также формируют дворовое пространство.
Фасады корпусов, обращенные на соседние участки, имели глухие противопожарные стены с водоотведением с поверхности крыш в дворовую часть. Такое решение позволяло примыкать застройке соседних участков вплотную к комплексу.
Для строительства был выбран наиболее дешевый и быстро возводимый тип конструкций – деревянный каркас, обложенный кирпичом. Архитектура строений эклектична. В ней используются мотивы бельгийских жилых домов, в облике которых смешалась германская четкость, французское изящество и английская основательность.
Все корпуса имеют единую планировочную структуру, нашедшую отражение на фасадах. Световые оси главных фасадов имеют выраженную систему: ось с входом в подъезд, затем две и три объединенные световые оси.
Ширина корпусов, выходящих на улицу, сопоставима с шириной главного корпуса на участке усадьбы Турчаниновой (ОКН), что делает застройку улицы более гармоничной.
«Комплекс построек Асеева» после экспертизы Государственного института искусствознания, определившего его историко-культурную ценность, по согласованию с Министерством РСФСР культуры №14-22-уе от 9 марта 1992 г. был внесен в списки охраняемых объектов.
На основании Постановления администрации Тамбовской области от 17.07.2017 № 678 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа – город Тамбов в новой редакции» на территории комплекса установлена охранная зона.
Каким образом и когда объект утратил охранный статус, неизвестно.
***
Ул. Ленинградская, 10:
Городская усадьба с оригинальными элементами декора, выполненными в кирпиче, представляет собой ансамбль из двухэтажного каменного дома и одноэтажного восточного флигеля (фасады расположены на красной линии улицы). До революции она принадлежала С.З. Ермакову и оценивалась в 1300 рублей. В 1929 г. здесь размещался «Лесстрой». Ныне это жилой дом.
Двухэтажный кирпичный, прямоугольный в плане дом городской усадьбы представляет собой жилое здание, характерное для провинциального города конца XIX – начала XX в. Точная дата постройки неизвестна, но начальный отрезок бывшей ул. Семинарской застраивался подобными домами с конца XIX в.
Световые оси главного фасада здания имеют выраженную систему: ось с входом в подъезд слева, три оси в центре, одна – справа. Трехчастная структура фасада подчеркнута пилястрами. Этажи разделены карнизом с сухариками, идентичным венчающему карнизу.
Окна первого этажа с лучковыми перемычками имеют клиновидные замковые камни. Между окнами – фигурные ниши. Окна второго этажа прямоугольные.
Этот дом представляет собой яркий пример типичной городской усадьбы, имеет развитое дворовое пространство, в частности, в глубине участка расположена двухэтажная постройка, которая использовалась, вероятно, для проживания прислуги. В настоящее время это жилой дом.
Он располагается между двумя объектами культурного наследия регионального значения – «Домом жилым» (Ленинградская, 8) и «Зданием общегородского назначения – редакции газеты "Тамбовская жизнь"» (Советская\Ленинградская, 69\12), поэтому является неотъемлемым элементом исторической традиционной городской среды конца XIX – начала XX в.
«Городская усадьба», в которую входило это здание, после экспертизы Государственного института искусствознания, определившего его историко-культурную ценность, по согласованию с Министерством РСФСР культуры №14-22-уе от 9 марта 1992 г. было внесено в списки охраняемых объектов.
Каким образом и когда объект утратил охранный статус, неизвестно.
Источник: Хранители Наследия