Дала комментарий по поводу сноса дома Москалевой в Тамбове
Во всех частях мира внезапно произошел памятникопад — снос монументов тем историческим лицам, кого посчитали виновными в геноциде и рабовладении (см. здесь и здесь). Тамбов в этом деле тоже не отстает, но сносит не скульптурные памятники, а здания, имеющие статус объектов культурного наследия. На днях, например, до основания разрушили дом Москалевой.
По этому поводу дала свой комментарий «Агентству социальной информации» (АСИ).

Тамбовские градозащитники требуют возбудить уголовное дело за снос усадьбы Москалевой
АСИ-Тамбов, Екатерина Жмырова·Город, Культура и просвещение·17.07.2020
В Тамбове уничтожен деревянный жилой дом конца ХIХ века, расположенный на улице Советской, 100. Он входил в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Среди специалистов он был известен как дом Ольги Москалевой – благотворительницы и жены дворянина коллежского советника Василия Москалева.
Долгое время расселенное здание в центре города было закрыто фальшфасадами. То, что за сеткой с изображением дома больше ничего нет, тамбовчане обнаружили около недели назад. Искусствовед, секретарь Тамбовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Марина Климкова в разговоре с АСИ назвала случившееся чрезвычайным происшествием.
«Это полностью обесценивает деятельность службы охраны объектов культурного наследия, к которой и без того было много вопросов. Ценность здания определили государственные эксперты. Памятник представлял собой характерный тип провинциальных городских жилых домов-особняков XIX века, формировавших застройку одной из главных улиц Тамбова. Он был построен из дерева, облицован кирпичом и покрыт штукатуркой с лепниной», – рассказала она.
Экспертизу проекта реставрации архитектурного объекта провели в 2016 году. Местные краеведы и СМИ оптимистично писали о том, что в обозримом будущем памятник будет восстановлен и войдет в туристические маршруты региона. Однако четыре года он был накрыт сеткой, а впоследствии и вовсе исчез. Климкова предполагает, что здание внезапно снесли из-за того, что стороны не договорились.

«Собственник, по-видимому, поменялся, а новый ничего не знал ни об экспертизе, ни о требованиях федерального законодательства. Госорган охраны памятников, очевидно, ему ничего не разъяснил и его действия никак не контролировал. Однако это не освобождает виновных от ответственности», – пояснила она.
Тамбовские градозащитники считают, что расследованием «чрезвычайного происшествия» должен заняться суд, а в отношении виновных должно быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, по словам Климковой, чтобы закон об охране памятников заработал, нужно изменить отношение к культурному наследию и у власти, и у горожан, а этого можно достичь только повышением общей культуры и образования.

«В то время, когда Россия внесла в Конституцию поправки, в которых акцент сделан на национальных ценностях, в Тамбове усиливается тенденция по разрушению культурного наследия. Это противоречит внешней и внутренней политике нашей страны, потому что сила любого государства выражается не только в военных победах, в обладании современным оружием, но и в достижениях культуры», – подчеркнула она.
Источник: АСИ