?

Log in

No account? Create an account

О том, как мыши кота хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом

« previous entry | next entry »
мар. 29, 2013 | 11:12 pm

Сегодня увидела в сети лубочные картинки, раскрашенные локальными пятнами с преобладанием фиолетового цвета, и почему-то они оказались созвучными моему настроению. Хотя раньше к лубку (народной картинке, предназначенной для тиражирования и массового распространения) относилась совершенно равнодушно. Удивившись такой перемене вкуса, решила освежить в памяти сведения об этом виде искусства.

Мыши кота хоронили
Мыши кота хоронили. Лубок


В России лубок был распространен в XVII – начале XX века, породив массовую лубочную литературу, которая выполняла социальную функцию – приобщала к чтению беднейшие, малообразованные слои населения.

В справочниках сообщается, что свое название лубок получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в XVII веке в качестве гравировальной основы досок при печати картинок. В XVIII столетии луб заменили медные доски; в XIX–XX – картинки печатали типографским способом, однако название «лубочных» за ними сохранялось.

По поводу лубка вспомнились слова Николая Николаевич Третьякова, чьи лекции по русскому искусству мы слушали в Суриковском институте: «Деревянная церковная скульптура соотносится с работами Растрелли так же, как лубок с голландской гравюрой, потому что представляют разные пути в искусстве». Лубок противостоял петровской гражданской гравюре, которую Петр I активно насаждал. Как писал историк И.Е. Забелин, русская народная жизнь при Петре лишь снаружи была заставлена разными немецкими «декорациями», а внутри оставалась такой же, как и раньше.

Николай Николаевич говорил: «В целом, лубок был защитой русского народного мировоззре­ния. Если Петр I вводил точные науки, то в лубке защищался, как бы мы теперь сказали, поэтический замысел, сказка. Если гравюры Шхонебека подписывались, в общем-то, языком газеты и официальных документов, то в лубках мы находим сказы, былины, песни, а также прибаутки, поговорки. Если на гравюрах Петра было все абсолютно серьезно, потому что они являлись, прежде всего, документами, то в лубке появ­ляется много смеха, иронии. И, наконец, если петровская гравюра всегда выполнялась на меди, была чистой графикой, за что ее ценили некоторые художники XX века и опирались на нее как на чистую графику (мирискуссники, например)…, то лубок графикой не назовешь, – это совершенно особое, не только графическое изображение». Русские лубочные картинки раскрашивались яркими красками.

Шут Фарнос с женой

К середине XIX века, в условиях широкого распространения книж­ной печати и господства академического искусства, слово «лубок» стал синонимом чего-то непрофессионального и грубого. В тот период он понимался как жаргон, как топорная работа. Когда хотели сказать о чем-то антихудо­жественном, то приводили в пример лубок.

В лубочном искусстве существовали разные жанры. Например, большое распространение получили лубочные картинки на церковные темы (сюжеты Священного писания, житийной литературы, духовных притч). Существовали лубки поэтические, сказочные, иллюстрировавшие былины. Среди картинок были и пейзажные – с изображением природы, памятных мест; были лубки-карты. Бытовали лубки жанровые, картинные, с придуманным сюжетом, и психологические – со свиданиями, свадь­бами, сговорами. Были лубочные картинки обрядовые и календарные. Наконец, существовали лубочные бестиарии, на которых показывались звери и птицы.

Шут Фарнос

Лубок являлся не только праздничным искусством, использовавшимся для укра­шения интерьеров домов, но и оружием сати­ры. Существовали, к примеру, по­литические картинки, направленные против Петра I и его реформ. В них появились сатирические портреты Петра I в виде кота. Этот образ был создан, видимо, кем-то со стороны оппозиции, может быть, в старообрядческой среде, противостоявшей Петру, которого воспринимала антихристом. На лубковых картинках с изображениями котов делались смелые надписи, с прямым намеком на деятельность Петра.

Кот

«Мыши кота хоронили» – сатирическое изображение похорон Петра I в Петербурге, как говорится в книге Д.А. Равинского «Русские народные картинки». Сами надпи­си лубка подтверждают эту мысль, а также изображение духового оркестра, впервые заигравшего на похоронах Петра I. До того времени на Руси никогда и никого не хоро­нили с музыкой. Это была европейская традиция, которая потом привилась, вошла в жизнь России, и к XVIIIXIX векам стала вполне обычной. Но в начале XVIII века она производила сенсацию.

В разных вариантах данного лубка Равинский находил разные надписи балаганного характера. Например, на одном из них внизу изображена мышь с трубочкой в зубах, сидящая верхом на другой мыши, которая везет бочонок с вином. Над ними надпись: «Мышка тянет табачишко». Имеется в виду курение, которое появилось при Петре I. Также имеется в виду и торговля водкой, которая сначала была частной, а затем превратилась в государст­венную монополию.

Слон

Иногда лубок выполнял значение газетной хроники, заменяв­шей современный телевизор. В лубке сообщалось о событиях, которые происходили в стране. В частности, рассказывалось о том, что в России появились слоны, которых привели из Персии в подарок императрице Анне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия, описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москва-реку, оказавшиеся в Петербурге. Эта история, довольно смешная, но достоверная, приводилась в документах той эпохи и иллюстрировалась лубками, как своего рода приложением к газете.

Хроникой можно назвать и знаменитый лубок, который назывался «Как ловили кита в Белом море». Рассказ, лежавший в его основе, не был придуман, а заимствован из газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось, что такого-то числа, дня и года в Белое море заплыл кит и был выловлен сетями.

Как ловили кита в Белом море

Как считал Николай Николаевич Третьяков, в почвенно-традиционном русском лубке не так много было смеха и сатиры, а все-таки преобладала поэтизация жизни и церковные темы.

Церковный лубок продолжал жить и в XIX веке. В нем можно выделить разные пласты. Был, к примеру, глубокий пласт старообрядческого церковного лубочного искусства. Старообрядцы сохранили церковную традицию в лубке.

Изображение рая

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {11}

LiveJournal

ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКО

from: livejournal
date: мар. 29, 2013 07:44 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. УБЕДИТЕСЬ САМИ.» в контексте: [...] Оригинал взят у в О том, как мыши кота хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

РУССКИЙ ЛУБОК. ЧУДЕСА НАРОДНОГО ИСКУССТВА....

from: livejournal
date: мар. 29, 2013 08:42 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «РУССКИЙ ЛУБОК. ЧУДЕСА НАРОДНОГО ИСКУССТВА....» в контексте: [...] Оригинал взят у в О том, как мыши кота хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

vitchel

(без темы)

from: vitchel
date: дек. 7, 2013 10:09 am (UTC)
Ссылка

Марина! Замечательный пост! Случайно увидел его. Спасибо!!!

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: дек. 7, 2013 10:23 am (UTC)
Ссылка

И Вам благодарна за добрый отклик!
Всегда рада гостям в своем журнале:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

vitchel

(без темы)

from: vitchel
date: дек. 7, 2013 10:49 am (UTC)
Ссылка

Я дал ммылку на Ваш ЖЖ в своей хронике на фб. Ещё раз спасибо!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

vitchel

(без темы)

from: vitchel
date: дек. 7, 2013 10:50 am (UTC)
Ссылка

не "ммылку", а ссылку ))) извините

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

def

(без темы)

from: def
date: июл. 10, 2014 11:02 pm (UTC)
Ссылка

Первые комиксы)

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: июл. 11, 2014 06:15 am (UTC)
Ссылка

И своего рода прообраз газетной хроники, и карикатуры:)

Edited at 2014-07-11 06:15 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

LiveJournal

О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)

from: livejournal
date: фев. 4, 2017 08:25 am (UTC)
Ссылка

Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)» в контексте: [...] О том, как мыши царя хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)

from: livejournal
date: фев. 4, 2017 12:25 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь gorlanovig сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)» в контексте: [...] О том, как мыши царя хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)

from: livejournal
date: фев. 4, 2017 12:28 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь logik_logik сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)» в контексте: [...] О том, как мыши царя хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом [...]

Ответить | Ветвь дискуссии