?

Log in

No account? Create an account

I Вениаминовские чтения

« previous entry | next entry »
окт. 19, 2013 | 12:39 am

Вчера состоялись I Вениаминовские чтения "Духовное наследие митрополита Вениамина (Федченкова)". Организатором конференции была недавно образованная Уваровская и Кирсановская епархия в лице епископа Игнатия. Саму идею подал livekraeved, который, работая над диссертацией по близкой теме, знакомится в архивах с множеством интересных  документов. В чтениях принял участие и другой мой друг по ЖЖ - takelot78.

Для проведения чтений был выбран самый удаленный от областного центра населенный пункт - районный поселок Умёт, жители которого последнее время были незаслуженно обделены каким-либо вниманием. Однако именно в этом районе Тамбовской области расположены знаковые места, связанные с фамилиями Боратынских, Чичериных, Кривцовых, Федченковых.

1



Чтобы добраться до Умёта к 9 часам нам пришлось выехать из Тамбова в 7 утра (за нами, за шестью участниками, прислали микроавтобус).

2

3

Утро выдалось хмурое, пасмурное, но это обстоятельство нисколько не испортило общего приподнятого настроения, обусловленного возможностью совершить путешествие (пусть небольшое) и получить новые впечатления. Путь наш лежал через град Кирсанов.

4

Перед конференцией владыка Игнатий вместе со священниками своей епархии совершил молебен в Казанском храме. Мы приехали немного раньше, поэтому нам удалось погулять по Умёту, осмотреть окрестности и приобщиться к местным достопримечательностям.

5

Потом все участники и гости переместились в Дом культуры, расположенный в парке.

6

7

К нашему удивлению, слушателей набралось в зале весьма порядочно - священники, прихожане, учителя. Потом подтянулись и школьники.

8

9

Совсем не была готова, ни морально, ни физически, к тому, что придется сидеть в президиуме с главой администрации Умётского района, епископом и проректором Тамбовской духовной семинарии.

10

11

Я надеялась, что буду слушать выступления и обсуждать их с Сергеем Андреевым и Татьяной Анатольевной Кротовой (сотрудницей нашего областного архива), между которыми и заняла уютное местечко во втором ряду. Ан, нет, не получилось...

12

У Ростислава Просветова, на мой взгляд, был самый конкретный и обстоятельный доклад.

13

Я, как всегда, построила свое выступление на показе большого количества изображений. Оно было посвящено Боратынским и Федченковым. Ведь митрополит Вениамин (Федченков) родился в семье дворового служащего усадьбы Боратынских Ильиновка. В своих мемуарах "На рубеже двух эпох" он впоследствии рассказывал о своей малой родине, восхищаясь красотой мест, о людях, которые его окружали в детстве и юности, в том числе о Боратынских, Чичериных, поэте Алексее Жемчужникове.

14

Владыка Игнатий, недавно назначенный на эту кафедру, произвел на меня очень хорошее впечатление. Он оказался заинтересованным, сосредоточенным  слушателем и во всех отношениях неформальным человеком.

15

Из Ильиновки на конференцию приезжала Галина Михайловна Желудкова - директор школы, заядлый краевед и большой энтузиаст своего дела, с которой мы знакомы очень давно.

16

После конференции был концерт, в котором главное участие приняли дети.

17

18

19

А потом все участники чтений побывали на месте бывшей усадьбы Боратынских Мара (ныне село Софьинка). К сожалению, некрополь и парк не посетили, а ограничились осмотром музея Евгения Боратынского в школе. Я, конечно, расстроилась, поскольку надеялась погулять по этим любимым мною местам и запечатлеть все увиденное на фотографиях...

Мара, по-видимому, еще не знала такого большого наезда священников, как произошло на этот раз. Лишь осенью 1812 года, по архивным документам, сюда к Александре Федоровне Боратынской, матери поэта, приезжал епископ Иона, чтобы уговорить ее начать строить церковь.

20

21

Печально, что в результате реформ софьинская школа потеряла самостоятельность, став филиалом уметской, а вместе с тем утратила и имя поэта Евгения Боратынского... Всё это теперь выглядит как-то коряво...

22

Но школьный музей Боратынского жив. И Елена Жарикова, учитель русского языка и литературы, все также водит по нему экскурсии. Спасибо ей огромное и низкий поклон! В очередной раз с большим удовольствием слушала ее бодрый, вдохновенный, профессиональный рассказ. К сожалению, хорошей  фотографии Елены у меня не получилось.

23

Жаль было уезжать, не пообщавшись, не погуляв по округе.

24

Провожать нас вышла Валентина Николаевна Носкова, директор этой замечательной школы, с который мы тоже знакомы очень-очень-очень давно. А на заднем плане на этой фотографии - Елена Жарикова.

25

Здание школы постепенно разваливается, ветшает. Запустение становится всё более запустелым... Сергей Андреев правильно сказал, что Мара в очередной раз умирает...

26

27

Из Софьинки мы вернулись в Умёт, где в здании при Казанском храме был приготовлен обед, во время которого можно было пообщаться, обменяться мыслями и впечатлениями - сразу со всеми, сидящими за одним большим столом, во всеуслышание. Человек, которому давали слово, вставал и говорил то, что хотел сказать. Его внимательно слушали, принимая во внимание все сказанное, после чего звучало: "Многая лета!" Совсем не ожидала, что и мне будет предоставлена такая возможность. Поблагодарив за приглашение приехать на эту землю и в очередной раз прикоснуться душой к историческим местам, связанным с удивительно талантливыми людьми, я выразила сожаление, что нам на этот раз не удалось постоять у могил Боратынских, побродить по парку Мары и съездить в Ильиновку. Мне очень приятно, что в конце обеда в своей заключительной речи владыка Игнатий откликнулся на мой сердечный плачь и пообещал, что в следующий раз чтения будут запланированы на более благоприятное время года и тогда обязательно состоятся прогулки по перечисленным мною местам.

29

На этом день неожиданностей для меня не закончился. Когда мы сели в автобус, который должен был нас везти назад, в Тамбов, водитель вдруг спросил меня: "Домой или куда?" Опешив от неожиданности, я бессвязно залепетала: "Если вы не против... Если вы все-таки не торопитесь... Если возможно, то... поедемте, пожалуйста, в Ильиновку" И мы поехали! Но об этом расскажу в следующий раз.

30

Ссылка | Оставить комментарий | Поделиться

Comments {25}

Георгий

(без темы)

from: georgy_1970
date: окт. 19, 2013 03:21 am (UTC)
Ссылка

Всё посмотрел.) Замечательно! Но в платке было б лучче - на таком мероприятии.)

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 07:58 am (UTC)
Ссылка

Показухой, Георгий, не занимаюсь:)
В моем сознании дом культуры никак не связывается с церковью, а конференция - со службой:)

Следуя вашей логике, то и концерта с детскими плясками здесь не должно было бы быть:)
Вы, оказывается, еще более консервативен, чем священнослужители и даже епископ)))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 19, 2013 10:33 am (UTC)
Ссылка

Спасибо за участие и тем, что поделились своим впечатлением. Как я понимаю, о всяком событии можно судить на расстоянии, по истечении какого-то времени. Лично у меня ощущение пока что как у солдата, выползшего из боя: после суматохи и неразберихи - отупение и опустошение. Сходил сегодня с сыном на "Сталинград", потому может такое сравнение )

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 10:53 am (UTC)
Ссылка

Вы действительно, Ростислав, сделали большое дело. Однако сразу всего не предусмотришь, особенно когда организовываешь такое событие первый раз. Поэтому и воспринимаете пока многое критически.

У меня же остались самые хорошие впечатления и воспоминания. Спасибо!

Главное - это то, что всё было неформально. В связи с этим мне не понравилась мысль о. Антония о том, что этим чтениям надо будет придать образовательный характер (читай: "Пусть учителя готовятся и выступают друг перед другом"). Я сразу вспомнила Питиримовские чтения, которые, как мне кажется, утеряли всякий смысл, кроме отчетного. Не хочется, чтобы это произошло и с Вениаминовскими...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 19, 2013 11:11 am (UTC)
Ссылка

Увы, такая опасность существует. Заявленная тематика следующих чтений, посвященных празднованию 400-летия со дня рождения преп. Сергия Радонежского, как мне кажется, мало подразумевает краеведческий аспект. К тому же практика празднования дней рождения преподобных (а не их преставления их ко Господу) скорее ближе к светской традиции, нежели к церковной. В целом, логика устроителей понятна. К примеру, когда перед новым учебным годом многие приходят со своими чадами в храм и спрашивают кому им поставить свечку, чтобы чадо училось, их направляют к иконе преп. Сергия. Да и все мы помним известную картину Нестерова с отроком Варфоломеем и старцем (отсюда и такая традиция). Все это вновь превращается в "духовно-нравственное воспитание" подрастающего поколения. Гостей из Москвы уже не пригласить, ученым о своих новых исследованиях не рассказать, новых имен не раскрыть. Разве что попытаться связать имена уроженцев с именем преподобного Сергия?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 11:28 am (UTC)
Ссылка

Конечно, для краеведения в этой теме нет возможности развернуться...
Однако как раз можно пригласить гостей, прежде всего москвичей, - к примеру, из музея А. Рублёва, Третьяковской галереи, из Троице-Сергиевой Лавры, из Старого Симонова монастыря. Да много кого можно пригласить.

Кстати, на днях приезжает моя приятельница из Москвы, сотрудница Рублёвского музея. Она везет выставку в нашу картинную галерею, посвященную 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 19, 2013 11:30 am (UTC)
Ссылка

Выставку не пропустим. Обязательно с семьей сходим.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 11:35 am (UTC)
Ссылка

Об этом упомянула еще к тому, что с Яной можно будет проконсультироваться насчет интересных людей в Москве, занимающихся темой Сергия Радонежского (в историческом, иконографическом, философско-богословском аспекте). А также о том, кто может не отказаться приехать к нам.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 19, 2013 11:36 am (UTC)
Ссылка

Надеюсь, что нужные люди из Уваровской епархии это прочтут и примут на заметку )

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 11:44 am (UTC)
Ссылка

Неужели мой журнал может кто-то читать из Уваровской епархии?

Edited at 2013-10-19 11:45 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 19, 2013 11:47 am (UTC)
Ссылка

Конечно. Принявший непосредственное участие в подготовке первых чтений заведующий информационным отделом Уваровской епархии о. Михаил Дымсков, например.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 19, 2013 11:49 am (UTC)
Ссылка

Ну, тогда передаю поклон Уваровской епархии и лично о. Михаилу:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Всю разведку спалил :)

from: Mikhail Dymskov
date: окт. 19, 2013 04:08 pm (UTC)
Ссылка

Спалили меня, однако. Ростислав, ты чтоже палишь всех, еще и про товарища полковника расскажи! :)
А вот на следующие чтения обязательно всех пригласим и поработаем над ошибками. Нужно будет подумать над местом и организацией.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

Re: Всю разведку спалил :)

from: livekraeved
date: окт. 20, 2013 04:51 am (UTC)
Ссылка

Страна должна знать своих героев )

Edited at 2013-10-20 07:31 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

Мониторинг СМИ

from: livekraeved
date: окт. 20, 2013 05:54 am (UTC)
Ссылка

Обширный материал с фотографиями о чтениях на сайте Уваровской епархии http://uvar-eparhia.ru/index.php/2013/10/pervy-e-veniaminovskie-chteniya-v-uvarovskoj-eparhii/
Информация о чтениях на сайте Тамбовской митрополии http://www.eparhia-tmb.ru/2013/10/18/predstaviteli-tambovskoj-eparxii-prinyali-uchastie-v-i-veniaminovskix-chteniyax/
И на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры http://doctorantura.ru/ru/news/1056-aspiranty-obshchetserkovnoj-aspirantury-prinyali-uchastie-v-pervykh-veniaminovskikh-chteniyakh

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

Re: Мониторинг СМИ

from: marina_klimkova
date: окт. 20, 2013 07:40 am (UTC)
Ссылка

Спасибо за информацию!
Со всеми материалами ознакомилась:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

Re: Мониторинг СМИ

from: livekraeved
date: окт. 30, 2013 09:20 am (UTC)
Ссылка

http://www.top68.ru/culture/dukhovnoe-nasledie-26808
Номер газеты (в архив на память) могу передать при встрече.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

Re: Мониторинг СМИ

from: marina_klimkova
date: окт. 30, 2013 10:42 am (UTC)
Ссылка

Хорошо. Спасибо!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

Re: Мониторинг СМИ

from: livekraeved
date: ноя. 2, 2013 06:43 am (UTC)
Ссылка

Поскольку в поисковых системах о запросу "Вениаминовские чтения" этот материал идет первым, то с Вашего позволения размещу здесь еще одную ссылку на видеорепортаж пресс-службы Уваровской епархии
http://www.youtube.com/watch?v=REGpl6VDn7Q#t=365

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

Re: Мониторинг СМИ

from: marina_klimkova
date: ноя. 2, 2013 09:33 am (UTC)
Ссылка

Очень интересный репортаж о жизни епархии!
Спасибо Елене Маркеевой, которая ведет съемку, и всем, кто с ней работает!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Андрей Конецкий

(без темы)

from: Андрей Конецкий
date: окт. 21, 2013 10:20 am (UTC)
Ссылка

Признавая хорошую организацию мероприятия, остаётся вопрос: "Насколько участников интересовал самый предмет чтений, а именно митрополит Вениамин?" Вопросов после докладов не было, как и темы такой на обеде. Краеведение на тему, так сказать.
А ведь личность м. Вениамина ставит важный вопрос об отношении к сергианству. Слова уважения и почтения его к Сталину хорошо известны. Так же относился к Сталину и владыка Лука Войно-Ясенецкий. Если первого можно оправдать незнанием, то второй прекрасно знал запах тюрьмы и заставить его было невозможно. Отношение к власти стало для вл. Вениамина темой двух сорокоустов...

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 21, 2013 01:45 pm (UTC)
Ссылка

Спасибо за вопрос. Отвечу на него от себя и за себя, поскольку он задан в моем личном журнале:)

Во-первых, считаю, что высокомерно относиться к краеведческому характеру чтений в принципе неправильно, в том числе с точки зрения науки. Изучение всякой личности всегда и везде начинается с его биографии, которая открывается страницами детства, юности, семьи, малой родины.

Во-вторых, само место проведения чтений (на малой родине м. В.) обуславливает их краеведческий характер. И это хорошо, когда люди, живущие в том или ином месте, изучают его историю.

В-третьих. Тема чтений: "Духовное наследие митрополита". К такому наследию относятся и книги, в том числе издание "На рубеже двух эпох", а также письма, к которым в своем докладе я и обратилась. Если мой доклад полностью соответствовал тематике конференции, то как можно сомневаться в заинтересованности предметом? В этом сразу можно заподозрить предвзятое отношение.

В-четвертых. Думаю, что только проследив весь жизненный путь м. В., начиная с детства, с семьи, с окружения, с малой родины, можно лучше понять его т.н. "сергианство". А Вы предлагаете подойти к этой теме абстрактно, без понимания целостной личности? Это можно сравнить с предложением человеку писать книгу без предварительного усвоения азбуки:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

livekraeved

(без темы)

from: livekraeved
date: окт. 21, 2013 03:07 pm (UTC)
Ссылка

Если Вы действительно хотите понять те процессы, которые происходили в Русской Церкви в послевоенное время, то позвольте (даже по теме Вашего комментария) посоветовать Вам ознакомиться с двумя документальными сборниками. Первый - "Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. 1945-1970 гг. В 2-х томах. М., 2009-2010. И второй - "Разработку Луки продолжаем...": Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Крымская епархия. 1946-1961. Сборник документов. М., 2011. Возможно, эти массивы документальных материалов снимут некоторые Ваши вопросы по т.н. "серианству" в послевоенное время. Что касается непосредственно митрополита Вениамина и его отношения к власти, то помимо упомянутых Вами двух "сорокоустов" прошу дождаться публикации архивных документов и соответствующих исследований на эту тему. Данные первые Вениаминовские чтения не имели своей целью поставить на дискуссию именно вопрос отношения митрополита Вениамина к власти. Однако некоторые из докладов были близки к этой теме. Надеемся, все они будут в скором времени опубликованы (в том числе, в электронном варианте) и Вы можете ознакомиться с ними и принять участие в обсуждении. А может даже поучаствовать в будущих чтениях со своими материалами.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

def

(без темы)

from: def
date: июл. 24, 2014 11:01 pm (UTC)
Ссылка

В президиуме не глава района, а его зам. А раньше он был учителем и учил меня ездить на тракторе.

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: июл. 25, 2014 10:29 am (UTC)
Ссылка

А я тогда думала, что глава:)
Спасибо за уточнение.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии